СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Пристром И.Г. и Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 21 мая 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "РЖД" Бугайчук Д.Ф. на решение Воркутинского городского суда от 9 февраля 2015 года, по которому возложена обязанность на ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" оборудовать остановочный пункт Пернашор Северной дороги, указанный в п. 10 Приложения " 1 "Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута" к ответу Северной железной дороги от 03.07.2014 N 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с ОАО "РЖД" государственная пошлина в размере ... руб. с зачислением в бюджет МО ГО "Воркута".
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя ответчика Хлопониной Л.В., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воркутинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ОАО "Российские железные дороги" об обязании ОАО РЖД в лице Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" оборудовать остановочный пункт Пернашор Северной дороги, указанный в п. 10 Приложения 1 "Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута" к ответу Северной железной дороги от 03.07.2014 N 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Воркутинской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - пассажиров железнодорожного транспорта по остановочному пункту Пернашор Северной железной дороги - филиала ОАО РЖД, выявлено нарушение требований ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", Правил технической эксплуатации железных дорог РФ в части необорудования указанного остановочного пункта пассажирской платформой, павильонами или навесами.
Транспортный прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, уточнил, что указанную обязанность ответчик обязан выполнить в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указали, что станция Пернашор не является в силу Правил технической эксплуатации железных дорог в РФ, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 года "Номер обезличен" пассажирским остановочным пунктом. Согласно таблице "Номер обезличен" Тарифного руководства "Номер обезличен" станция Пернашор относится к разъезду и имеет сокращенное обозначение в таблице -"рзд" и соответственно не должна быть оборудована пассажирской платформой, павильонами или навесами.
Данная станция по характеру технологического процесса не предназначена для посадки и высадки пассажиров, здание станции закрыто. Станция не используется для обслуживания поездов дальнего следования, многосоставных поездов, поездов с интенсивным движением. Согласно Распоряжению ОАО "Российские железные дороги" от 04.06.2013 N 1252р "Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" оборудование остановочных пунктов платформами, павильонами либо навесами должно осуществляться в зависимости от степени интенсивности движения, размеров среднесуточного пассажиропотока, обслуживаемого остановочным пунктом. Поскольку пассажиропоток на станции Пернашор составляет 74 человека в год, то в силу указанного Распоряжения станция не должна быть оборудована навесами. Считают, что иск транспортного прокурора не подлежит удовлетворению еще и потому, что заявление не содержит сроки исполнения решения, порядок исполнения в отношении постройки пассажирской платформы, навеса или павильона, их технических характеристик применительно к данной станции.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей услуг железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" по остановочным пунктам на участках Печора - Воркута, Чум - Лабытнанги СЖД. По результатам проверки выявлено, что остановочный пункт Пернашор, предназначенный для посадки и высадки пассажиров поездов дальнего следования, в нарушение п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ - не оборудован пассажирской платформой, павильонами или навесами.
Указанный остановочный пункт является действующим, что подтверждается расписанием движения поезда N 0376Я назначением Москва-Воркута с указанием остановки - Пернашор и времени стоянки поезда 1 минута. До указанной станции ответчиком осуществляется продажа железнодорожных билетов.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Установив, что остановочный пункт Пернашор на участке Печора -Воркута Северной железной дороги, предназначенный для посадки и высадки пассажиров поездов дальнего следования не соответствует требованиям законодательства, так как не оборудован платформой, павильонами или навесами, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, обязанность по их оборудованию лежит на ответчике - собственнике этого имуществ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, ОАО "РЖД" обязано оборудовать данный остановочный пункт пассажирской платформой, павильонами или навесами.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда основанным на правильном применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей", организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Кроме того, ст. 210 ГК РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011), пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 703 от 20.11.2003 следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 "Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011), перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в "Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации".
В соответствии с абз. 5 п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически повторяют доводы, изложенные представителем ответчика в ходе судебного заседания, которые нашли свою проверку и оценку в решении суда. Каких-либо иных доказательств и доводов, опровергающих постановленное решение, ответчиком не представлено. Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в решении полностью согласна.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку станция Пернашор на участке Печора-Воркута Северной железной дороги согласно его предназначения является остановочным пунктом, по своему назначению используется только для посадки и высадки пассажиров, и не может быть отнесена к разъезду, так как на ней нет развития, предназначенного для скрещивания и обгона поездов, поэтому должна быть оборудована пассажирской платформой с павильоном или навесом.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе, что оборудование навесов предусмотрено только для пассажирских остановочных пунктов на пригородных участках категорий А.Б.С. не могут служить основанием ля признания решения неправильным и его отмены
Как следует из п.7.8 "Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования" пассажирские платформы должны быть, как правило, оборудованы навесами.
Во взаимосвязи с положениями ст. 80 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", указанные положения позволяют судебной коллегии сделать вывод о том, что наличие на вокзалах павильонов и навесов является обязательным условием.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 9 февраля 2015года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "РЖД"-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.