Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.И.Сибгатуллиной,
судей Р.Р. Хасаншина, С.М. Тютчева,
с участием прокурора Г.Р. Гумеровой,
при секретаре судебного заседания Д.Б. Галеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе ИКМО "Лениногорский муниципальный район" на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 3 марта 2015 года, которым постановлено:
обязать Муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N1" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан обеспечить в пределах земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 12812 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, муниципальное образование поселок городского типа Карабаш, совхоз Карабашский (левый берег Карабашского водохранилища), беспрепятственный доступ (проход) граждан к водному объекту - Карабашскому водохранилищу Бугульминского района РТ путем освобождения (выноса) сооруженных в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного объекта расположенного на расстоянии 3 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитового дома синего цвета площадью 108 кв.м, расположенного на расстоянии 1 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитового вагончика зеленого цвета площадью 4 кв.м и установленного с правой стороны забора из металлических прутьев высотой 1,5 м в срок до 1 июня 2016 года.
Обязать Муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N1" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан прекратить право пользования акваторией водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ в отсутствие договора на водопользование, решения о предоставлении водного объекта в пользование в срок до 1 сентября 2015 года.
Обязать Муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N1" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан принять меры по недопущению загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ путем организации сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ, организовав сбор ливневых и сточных вод с территории земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 12812 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, муниципальное образование поселок городского типа Карабаш, совхоз Карабашский (левый берег Карабашского водохранилища), в срок до 1 сентября 2015 года.
Взыскать с Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N1" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину в размере 900 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав выступление прокурора Г.Р.Гумеровой, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бугульминский городской прокурор Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к муниципальной бюджетной организации дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N1" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - МБО ДОД "ДЮСШ N 1") о понуждении к действию.
В обоснование заявления прокурором указано, что 3 октября 2014 года Бугульминской городской прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка соблюдения МБО ДОД "ДЮСШ N1" требований водного законодательства, направленного на обеспечение общего доступа граждан к прибрежно-защитной полосе Карабашского водохранилища Бугульминского района Республики Татарстан и на пользование акваторией данного водного объекта. Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ... , площадью 12812 кв.м, расположенном по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, муниципальное образование поселок городского типа Карабаш, совхоз Карабашский (левый берег Карабашского водохранилища), находится детско-оздоровительный лагерь "Олимпия", являющийся подразделением МБО ДОД "ДЮСШ N1". На территории данного лагеря в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного объекта незаконно возведены на расстоянии 3 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитовой дом синего цвета площадью 108 кв.м, на расстоянии 1 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитовой вагончик зеленого цвета площадью 4 кв.м, с правой стороны установлен забор из металлических прутьев высотой 1,5 м. По мнению прокурора, данные сооружения препятствуют свободному доступу (проходу) граждан к водному объекту - Карабашскому водохранилищу Бугульминского района РТ. Кроме того, МБО ДОД "ДЮСШ N1" пользуется акваторией водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ в отсутствие договора на водопользование или решения о предоставлении водного объекта в пользование. МБО ДОД "ДЮСШ N1" не приняты меры по недопущению загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ путем организации сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ. Действиями МБО ДОД "ДЮСШ N1" нарушены права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора А.Н.Киселев заявление Бугульминского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц поддержал и просил обязать МБО ДОД "ДЮСШ N1" обеспечить в пределах земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 12812 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, муниципальное образование поселок городского типа Карабаш, совхоз Карабашский (левый берег Карабашского водохранилища), беспрепятственный доступ (проход) граждан к водному объекту - Карабашскому водохранилищу Бугульминского района РТ путем освобождения (выноса) сооруженных в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного объекта расположенного на расстоянии 3 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитового дома синего цвета площадью 108 кв.м, расположенного на расстоянии 1 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитового вагончика зеленого цвета площадью 4 кв.м, установленного с правой стороны забора из металлических прутьев высотой 1,5 м в срок до 1 июня 2016 года; прекратить право пользования акваторией водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ в отсутствие договора на водопользование, решения о предоставлении водного объекта в пользование, принять меры по недопущению загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ путем организации сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ, организовав сбор ливневых и сточных вод с территории земельного участка с указанного земельного участка в срок до 1 сентября 2015 года.
Представитель МБО ДОД "ДЮСШ N1" В.В.Ионова заявление Бугульминского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц признала частично и суду пояснила, что на спорном земельном участке находится детско-оздоровительный лагерь "Олимпия", являющийся подразделением МБО ДОД "ДЮСШ N1". На территории данного лагеря в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного объекта были возведены на расстоянии 3 м от береговой линии Карабашского водохранилища щитовой дом синего цвета площадью 108 кв.м, расположенный на расстоянии 1 м от береговой линии Карабашского водохранилища щитовой вагончик зеленого цвета площадью 4 кв.м, а также установлен с правой стороны забор из металлических прутьев высотой 1,5 м. Данные сооружения препятствуют свободному доступу (проходу) граждан к водному объекту - Карабашскому водохранилищу Бугульминского района РТ. В то же время возведение щитового дома и забора из металлических прутьев требованиям закона соответствует. Не возражала в части освобождения (выноса) сооруженного в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного объекта щитового вагончика зеленого цвета. Кроме того пояснила, что МБО ДОД "ДЮСШ N1" пользуется акваторией водного объекта Карабашского водохранилища в отсутствие договора на водопользование или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Не возражала в части прекращения права пользования акваторией водного объекта Карабашского водохранилища в отсутствие договора или решения. МБО ДОД "ДЮСШ N1" не приняты меры по недопущению загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ путем организации сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ. Однако необходимость в принятии данных мер отсутствует.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ Р.С.Аглиуллин возражал против удовлетворения заявления Бугульминского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц частично и объяснения представителя МБО ДОД "ДЮСШ N 1" В.В. Ионовой поддержал.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов РТ - М.К.Узаков заявление Бугульминского городского прокурора поддержал, поскольку действиями МБО ДОД "ДЮСШ N1" нарушены права неопределенного круга лиц.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ИКМО "Лениногорский муниципальный район" выражается несогласие с решением суда в части обязания МБО ДОД "ДЮСШ N1" обеспечить в пределах земельного участка с кадастровым номером ... , площадь 12812 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский район, муниципальное образование поселок городского типа Карабаш, совхоз Карабашский (левый берег Карабашского водохранилища), беспрепятственный доступ граждан к водному объекту - Карабашскому водохранилищу путем освобождения выноса сооруженных в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного установленного с правой стороны забора из металлических прутьев высотой 1,5 м в срок до июня 2016 года. Ставится вопрос об отмене решения суда в названной части. В обоснование поставленного вопроса, со ссылкой на пункты 3.1. и 1.3 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", указывается, что ликвидация забора, ограждающего детский оздоровительный лагерь приведёт к ситуации возможного проникновения на территорию, где отдыхают несовершеннолетние дети, посторонних лиц, что может повлиять на безопасность детей, отдыхающих на территории лагеря.
В возражениях на апелляционную жалобу Бугульминский городской прокурор Республики Татарстан просит о ее отклонении, полагая решение суда законным и обоснованным.
В письменном отзыве представитель ЮВТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ просит отклонить апелляционную жалобу, как не имеющую правовых оснований для ее удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Г.Р.Гумерова против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Представитель ИК МО "Лениногорский муниципальный район" в суд апелляционной инстанции не явился, в письменном извещении просит рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом положений ст.327.1 ГПК РФ считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно частям 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В силу части 1, 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров на водопользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных, в том числе дренажных, вод; строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава древесины в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).
Согласно частям 1, 2, 6, 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В силу пункта 3 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 27.12.2013 N73, ранее построенные здания детских оздоровительных лагерей, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", на сложных рельефах местности предусматривается отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.
Как видно из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером ... , площадью 12812 кв.м, расположенном по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, муниципальное образование поселок городского типа Карабаш, совхоз Карабашский (левый берег Карабашского водохранилища), находится детско-оздоровительный лагерь "Олимпия", являющийся подразделением МБО ДОД "ДЮСШ N1" МО "ЛМР" РТ.
На территории данного лагеря в пределах двадцатиметровой береговой полосы водного объекта возведены: на расстоянии 3 м от береговой линии Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ щитовой дом синего цвета площадью 108 кв.м, на расстоянии 1 м от той же береговой линии щитовой вагончик зеленого цвета площадью 4 кв.м, а также с правой стороны установлен забор из металлических прутьев высотой 1,5 м.
Материалами дела установлено, что данные сооружения препятствуют свободному доступу (проходу) граждан к водному объекту - Карабашскому водохранилищу Бугульминского района РТ. Кроме того, МБО ДОД "ДЮСШ N1" пользуется акваторией водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ в отсутствие договора на водопользование или решения о предоставлении водного объекта в пользование. МБО ДОД "ДЮСШ N1" МО "ЛМР" РТ не приняты меры по недопущению загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ путем организации сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта Карабашского водохранилища Бугульминского района РТ.
При таких обстоятельствах, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении МБО ДОД "ДЮСШ N 1" требований федерального законодательства, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем удовлетворил заявление Бугульминского городского прокурора Республики Татарстан в полном объеме.
По мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и отвечают требованиям приведенных положений закона, с выводами которого судебная коллегия соглашается.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация забора, ограждающего детский оздоровительный лагерь приведёт к ситуации возможного проникновения на территорию посторонних лиц, со ссылкой на пункты 3.1. и 1.3 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", не могут повлечь отмену оспариваемого решения.
При этом указанные рекомендации, содержащиеся в СанПиН 2.4.4.3155-13, по мнению судебной коллегии, не могут ограничивать предусмотренное федеральным законом право граждан иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, с учетом того, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Данных о наличии каких-либо исключений в правовом регулировании данных отношений, с учетом приведенных положений СанПиН, ответчиком не приведено.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы о невозможности обеспечения безопасности находящихся в лагере детей в отсутствие спорного забора, равно как и невозможности установления иного ограждения, соответствующего нормам законодательства, вдоль береговой линии, судебной коллегии не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали его выводы, поэтому не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения суда.
Судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для отмены, изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 3марта 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ИКМО "Лениногорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.