Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Игнатьева В.П.,
судей
Чумак Г.Н.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Куриленко К.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Кировского транспортного прокурора к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Урала" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" о возложении обязанности
по апелляционному представлению и.о. Кировского транспортного прокурора советника юстиции Шевченко Д.В. на решение Ленинского районного суда ... от 05.03.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителей ответчика Чудакова А.П. и Мироновой Л.П., возражавших относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кировский транспортный прокурор обратился с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Урала" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - диспетчерского пункта "Вышка" аэропорта Киров (Победилово), расположенного в здании Кировского центра ОВД филиала корпорации по адресу: ... , аэропорт.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на балансе корпорации находится диспетчерский пункт "Вышка" аэропорта ... , которому присвоена 4 категория объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - категория). До настоящего времени предприятием не обеспечено проведение оценки уязвимости объекта, не утверждена в установленном порядке оценка уязвимости объекта, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, а также об угрозе незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Истец в судебное заседание не явился.
Представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснив, что диспетчерский пункт расположен на 6 этаже здания командно-диспетчерского пункта аэропорта "Победилово", проход на который не возможен, минуя второй этаж данного здания. На втором этаже находится еще один принадлежащий корпорации объект транспортной инфраструктуры - Кировский РЦ ЕС ОрВД, которому присвоена более высокая категория - 2. В отношении Кировского РЦ ЕС ОрВД проведена оценк уязвимости и утвержден план обеспечения транспортной безопасности.
Третье лицо ООО "Научно-технический центр "ЕВРААС" о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Решением Ленинского районного суда ... от ( / / ) в удовлетворении исковых требований отказано.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, в апелляционном представлении и.о. Кировского транспортного прокурора советник юстиции Шевченко Д.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что на момент рассмотрения дела результат оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не утвержден.
В возражениях на апелляционное представление ответчик ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" просило оставить решение суда без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционное представление третье лицо - ООО "НТЦ ЕВРААС" согласно с принятым решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Чудаков А.П. и Миронова Л.П. возражали относительно доводов апелляционного представления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, третье лицо ООО "НТЦ ЕВРААС" не явились.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы и представления по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ( / / ) N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ "О транспортной безопасности" категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Согласно ст. 8 ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
На основании положений указанной выше нормы закона, приказом Минтранса Российской Федерации от ( / / ) N утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования), которые, исходя из п. 4 Требований являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
В силу п. 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектам транспортной инфраструктуры и/или транспортным средствам.
В соответствии с п. 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
В соответствии с п. 5.14.2 постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" Росавиация утверждает результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 2 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от ( / / ) N (далее - административный регламент) государственная услуга по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта осуществляется в отношении специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности (далее - заявитель), представивших на утверждение в Росавиацию результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ( / / ) ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения принадлежит здание контрольно-диспетчерского пункта, расположенного по адресу: ... , Аэропорт.
Судом установлено, что на шестом этаже здания контрольно-диспетчерского пункта находится диспетчерский пункт.
Согласно выписке из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых предприятием, от 19.05.2014, диспетчерскому пункту на основании протокола заседания Комиссии Росавиации от ( / / ) N 8-5-ПР присвоена IV категория.
Представителями ответчика не оспаривается факт отсутствия утверждения оценки уязвимости объекта на момент рассмотрения дела.
Так как корпорация обладает на праве хозяйственного ведения объектами транспортной инфраструктуры, то в силу п. 5, 9 ст. 1 Федерального закона от ( / / ) N16-ФЗ "О транспортной безопасности" является субъектом транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, ( / / ) между ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Урала" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и ООО "Научно-технический центр "ЕВРААС", являющимся специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности (свидетельство от ( / / ) N 068) заключен договор N на оказание услуг по проведению оценки уязвимости и разработку проекта плана обеспечения транспортной безопасности диспетчерского пункта.
( / / ) обществом в Росавиацию направлены результаты оценки уязвимости диспетчерского пункта, а также заявление об утверждении результатов оценки уязвимости названного объекта транспортной инфраструктуры.
( / / ) корпорацией в адрес общества направлена претензия в связи с несоблюдением сроков оказания услуг по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
( / / ) Росавиацией принято решение об отказе в утверждении результатов оценки уязвимости диспетчерского пункта с основаниями отказа.
Основаниями отказа в утверждении результатов оценки уязвимости послужило отсутствие описания организации функционирования объекта транспортной инфраструктуры; отсутствие описания технологического взаимодействия с аэропортом Киров (Победилово); формальное изложение обществом содержание пунктов Требований по обеспечению транспортной безопасности, которые на момент проведения оценки корпорацией не выполнялись.
( / / ) обществом в Росавиацию после устранения недостатков, послуживших основанием для отказа в утверждении отчета об оценке уязвимости диспетчерского центра, направлены результаты оценки уязвимости названного объекта.
Решением от ( / / ) N Росавиацией отказано в утверждении результатов оценки уязвимости диспетчерского пункта.
Основаниями отказа в утверждении результатов оценки уязвимости послужило отсутствие описания организации функционирования объекта транспортной инфраструктуры; недостоверное описание технических и технологически характеристик объекта транспортной инфраструктуры; неполное описание организации функционирования объекта транспортной инфраструктуры; недостоверное определение границ транспортной безопасности; отсутствие описания принятых корпорацией мер на объекте транспортной инфраструктуры по защите от актов незаконного вмешательства.
( / / ) обществом после устранения недостатков, послуживших основанием для отказа в утверждении отчета об оценке уязвимости диспетчерского центра, направлены результаты оценки уязвимости названного объекта.
В соответствии с п. 11 Административного регламента срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Росавиации.
На момент рассмотрения дела сведений о результатах рассмотрения направленного обществом отчета оценки уязвимости названного объекта не поступило.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что корпорацией приняты меры по обеспечению проведения оценки уязвимости диспетчерского пункта, своевременно заключен договор со специализированной организацией, уполномоченной на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. В материалы дела также представлена переписка между обществом и корпорацией, свидетельствующая о том, что корпорацией предпринимаются меры по контролю исполнения обществом обязательств по проведению оценки. Кроме того, результаты проведения оценки уязвимости диспетчерского пункта направлены на утверждение Росавиации. Прокурором в исковом заявлении не указано, какие конкретно действия должна совершить корпорация для обеспечения проведения оценки уязвимости объекта, а также на то, в чем конкретно заключается незаконное бездействие корпорации при обеспечении проведения оценки уязвимости диспетчерского пункта.
Принимая во внимание, что корпорация не является специализированной организацией, уполномоченной в силу требований действующего законодательства самостоятельно проводить оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а также отсутствие сведений указывающих на незаконное бездействие корпорации при обеспечении проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Довод представления о том, что ответчик должен был обеспечить проведение оценки уязвимости либо непосредственно при наличии сертификации, либо путем обращения к специализированной организации, является несостоятельным, так как Законом предусмотрена возможность самостоятельного проведения оценки уязвимости субъектом транспортной инфраструктуры только транспортных средств. Совмещение задач и функций субъекта транспортной инфраструктуры и специализированной организации Закон не предусматривает.
Ссылка прокурора на то, что ответчик должен был обеспечить утверждение результатов оценки уязвимости диспетчерского пункта "Вышка" аэропорта Киров (Победилово) посредством обращения в Росавиацию за оказанием такой услуги, не соответствует действующему законодательству, так как в соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от ( / / ) N "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" государственная услуга осуществляется в отношении специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности представивших на утверждение в Росавиацию результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости не входят в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относится к полномочиям компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Утверждение о том, что нарушение сроков проведения оценки уязвимости ДП "Вышка" аэропорта Киров (Победилово) и утверждения ее результатов создает возможность и условия осуществления акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта, который может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости с Диспетчерским пунктом, либо создаст угрозу наступления таких последствий является не обоснованным по следующим основаниям.
Как было установлено судом первой инстанции, объект транспортной инфраструктуры ОТИ 4-й категории ДП "Вышка" аэропорта Киров (Победилово) находится в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры 2-й категории "Кировский РЦ ЕС ОрВД" и в технологическом секторе зоны транспортной безопасности (в одном здании контрольно-диспетчерского пункта (КДП), которые определены "Планом ОТБ объекта транспортной инфраструктуры ОТИ Кировский РЦ ЕС ОрВД", утвержденным заключением руководителя Росавиации от ( / / ) N 115.
План ОТБ Кировского РЦ ЕС ОрВД в соответствии с Требованиями выполнен полностью: объект транспортной инфраструктуры 2-й категории "Кировский РЦ ЕС ОрВД" имеет искусственное заградительное препятствие с противоподкопным и противоперелазным барьером безопасности (ограждение территории), периметр ограждения оборудован системами охранной сигнализации периметра, охранного освещения, охранного видеонаблюдения за периметром, системой контроля и управления доступом. Само здание КДП оборудовано системами видеонаблюдения и видеоконтроля, контроля управления доступом. Вход персонала и посетителей осуществляется через пост управлением обеспечения транспортной безопасности, оснащенный техническим средствами досмотра, охраны и под контролем персонала сил обеспечения транспортной безопасности. Пост физической охраны объекта транспортной инфраструктуры функционирует круглосуточно. Весь входящий и покидающий здание КДП персонал объекта транспортной инфраструктуры и посетители подвергаются процедуре инструментального контроля и досмотра.
Таким образом, не может быть создана угроза совершения актов незаконною вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры 4-й категории ДП "Вышка", территориально расположенного на 6-ом этаже того же здания КДП, в котором размещен защищенный по более высоким требованиям защиты объекта транспортной инфраструктуры 2-й категории Кировский РЦ ЕС ОрВД (2-ой этаж здания), если вход в здание возможен через одни и те же точки доступа с выполнением процедур досмотра, электронным документированием фактов прохода и записями видеоизображения на видеорегистраторы.
Судебной коллегией установлено, что ( / / ) Уральским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта было принято решение об утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры диспетчерского пункта "Вышка" аэропорта Киров (Победилово) (заключение о результатах оценки уязвимости N 26).
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам находит, что суд первой инстанции, разрешив спор вышеуказанным образом, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения гражданского законодательства и принял решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционного представления прокурора основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с принятым решением, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки собранных по делу доказательств.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Кировского транспортного прокурора советника юстиции Шевченко Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П. Игнатьев
Судьи
Г.Н. Чумак
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.