Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Стрюкова Д.А.
судей: Мельниковой О.Г., Игошевой О.И.
при секретаре: Чондановой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Загний О.В. к Администрации Приморского края, департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о возложении обязанности
по апелляционным жалобам департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и Загний А.В.
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 27.11.2014, которым иск удовлетворен частично. На департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам возложена обязанность предоставить Загний О.В. на состав семьи из 2-х человек государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Приморского края, согласно сводному списку сводному списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 год по Приморскому краю и очередности. С департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам в пользу Загний О.В. взысканы расходы по оказанию юридической помощи в размере 3000 руб. В иске к администрации Приморского края отказано.
Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., объяснения Загний О.В., представителя администрации Приморского края по доверенности ФИО6, третьего лица Загний А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Загний О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Приморского края, указав, что она и её сын Загний А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются пострадавшими вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно, выданным им 24.12.2004 удостоверениям на территории РФ относятся к категории "выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение", т.е. выехали из "адрес", где она проживала с рождения - по 1991 год.
С 1991 года по декабрь 2004 года она с семьей состояли в очереди на получение жилья в г. Спасске-Дальнем Приморского края по месту регистрации и проживания, как лица, на которых распространяется действие закона РСФСР, и впоследствии Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В 2004 году, в связи с переменой места службы мужа, её семья переехала на постоянное место жительство в г. Владивосток, где встали на очередь. В настоящее время они включены в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 год по Приморскому краю под номером N 2, по г. Владивостоку под номером N 1. Однако письмом управления по учёту и распределению жилой площади администрации г. Владивостока от 27.05.2014 N 6213 ей отказано в предоставлении государственною жилищного сертификата Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в связи с тем, что гражданам относящимся к категории "выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение" и выехавшим из населённых пунктов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, выдача ГЖС не предусмотрена, ссылаясь на разъяснения ФКУ "Объединённая дирекция" Госстроя от 12.12.2013 N ИК 10/8-159.
Полагала отказ незаконным и необоснованным.
Уточнив исковые требования, просила определить надлежащего ответчика по делу, обязать ответчика незамедлительно выдать ей, составом семьи 2 человека, государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Приморского края, согласно очерёдности в 2014 году, взыскать с ответчика в её пользу судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечен департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Представитель администрации Приморского края - ФИО7 иск не признала.
Представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - ФИО8 иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации г. Владивостока.
Судом постановлено указанное выше решение, с ним не согласились департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и Загний А.В., поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края просит изменить решение в части и обязать департамент включить истицу в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2015 год, выдать ГЖС истице в 2015 году, отменить решение в части взыскания в пользу истицы расходов по оказанию юридической помощи в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Загний А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что данным решением затрагиваются его права, однако суд не привлек его к участию в деле. Указывает, что выдача сертификата на состав семьи Загний О.В. - на двух человек, ущемляются его права на приобретение отдельной жилплощади, поскольку на сегодняшний день он является совершеннолетним, а также он имеет право самостоятельно встать на учёт для получения жилищного сертификата.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из текста решения, суд возложил на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность предоставить Загний О.В. на состав семьи из 2-х человек - на неё и её сына - Загний А.В. ... рождения, государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Приморского края.
Между тем судом первой инстанции не было учтено, что в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и его основными принципами равенства всех перед законом и судом (статья 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) разрешить вопрос о правах и обязанностях решением суда возможно лишь в отношении лиц, которые были привлечены к участию в деле или в качестве стороны, или в качестве третьего лица.
То есть суд первой инстанции разрешил настоящий спор и вынес решение, которым затрагиваются права и обязанности лица - Загний А.В., не привлеченного к участию в деле.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Для полного выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судебная коллегия пришла к выводу о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Загний А.В.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Загний О.В. имеет удостоверение серии АВ N 039659 от 24.12.2004, выданное военным комиссариатом Приморского края, подтверждающее её право как лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение из "адрес", где она проживала в период с 03.09.1988 по 20.08.1995, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Загний А.В. - сын Загний О.В. также имеет удостоверение серии АВ N 039661 от 24.12.2004, выданное военным комиссариатом Приморского края, подтверждающее его право как лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение из "адрес", где он проживал в период с 15.11.1991 по 20.08.1995, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Владивостока истица, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации города Владивостока с 28.12.2004 была включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 год по Приморскому краю по категории "граждане подвергшиеся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварий на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица".
Согласно справке администрации г. Владивостока от 16.12.2013, истица, с семьей из 2 человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации г. Владивостока с 28.12.2004. Номер общей очереди на 2014 год - 2 по Приморскому краю, по г. Владивостоку -1.
ДД.ММ.ГГГГ по согласованию со специалистом Управления по учёту и распределению жилой площади администрации "адрес" истицей предъявлено заявление на выдачу государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Приморского края.
Администрацией г. Владивостока данное заявление с учетным делом Загний О.В. предоставлено в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края для выдачи государственного жилищного сертификата в соответствии со сводным списком и в порядке очередности на 2014 год.
Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в письме от 21.05.2014 N 1625/г в выдаче государственного жилищного сертификата отказано с ссылкой на то, что предоставление государственного жилищного сертификата Загний О.В., отнесенной к категории граждан, выехавших из населенных пунктов, пострадавших от последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС, и расположенных за пределами Российской Федерации (в части приравнивания данных граждан к категориям, установленных положениями пунктов 6 и 11 части первой статьи 13 Закона) будет противоречить действующему законодательству. О данном решении истице сообщено письмом управления по учёту и распределению жилой площади администрации г. Владивостока от 27.05.2014 N 16213.
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрены Законом Российской Федерации N 1244 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 названного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Указанным Законом в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (о монетизации льгот), для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 и в последующие годы из зоны отселения предусматривалось одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда или одноразовое внеочередное приобретение квартир в том же фонде (пункты 6 и 11 ч. 1 ст. 13, п. 7 ст. 17, ст. 22).
01.01.2005 вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации: согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29.12.2004 N 866, которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В связи с внесением Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, получили право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Соответствующее право предусмотрено и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 одноименной подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, с последующими изменениями и дополнениями.
На основании подпункта "е" пункта 5 названных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, отказ департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в выдаче Загний О.В. государственного жилищного сертификата письме от 21.05.2014 N 1625/г является незаконным.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что Загний О.В. как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на предусмотренные названным выше Законом меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Ссылаясь в обоснование своих возражений на письмо от 27.05.2014 N ИК/04-465/07 ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России, которым даны разъяснения, о том, что для граждан, относящихся к категории лиц, выехавших из зоны отселения и из зоны проживания с правом на отселение, Закон однозначно определяет, что территория, с которой они выехали, должна быть территорией Российской Федерации, ответчик по существу оспаривает право Загний О.В., переселившейся с территории Украины на территорию Российской Федерации, и пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС, получать меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом.
Вместе с тем, согласно ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации её последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Данное право Загний О.В. подтверждается соответствующим удостоверением, выданным военным комиссариатом Приморского края, которое до настоящего времени никем не оспорено и не признано недействительным.
Обращаясь в суд, Загний О.В. просила обязать ответчика выдать ей, составом семьи 2 человека, государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Приморского края.
Между тем, как следует из пояснений Загний А.В. и представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в настоящее время постановлением администрации г. Владивостока от 11.03.2015 N 4572 Загний А.В. снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с подачей им заявления о снятии с учёта в составе семьи Загний О.В. и постановлением администрации г. Владивостока от 20.03.2015 N 5255 принят на учёт отдельной семьёй в составе одного человека.
Учитывая изложенное, а также то, что выдача государственных жилищных сертификатов по средствам 2014 года, выделенным Приморскому краю за счет средств федерального бюджета для категории "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненных к ним лиц" завершена, судебная коллегия считает возможным обязать департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам включить Загний О.В. в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2015 год и выдать Загний О.В. на семью в составе одного человека государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Приморского края.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Принимая во внимание, что по делу постановлено решение о частичном удовлетворении иска, судебная коллегия считает, что требования истицы о взыскании расходов на оплату юридических услуг подлежат удовлетворению частично.
При определении разумных пределов расходов на оплату юридических услуг судом принимается во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист и сложность дела.
Учитывая, что данная категория дел не представляет особой сложности, судебная коллегия считает разумным и справедливым взыскать расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 руб.
В остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 27.11.2014 отменить. По делу принять новое решение.
Исковые требования Загний О.В. к Администрации Приморского края, департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края удовлетворить в части.
Обязать департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края включить Загний О.В. в сводный список граждан-участников на 2015 год подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и выдать Загний О.В. на семью в составе одного человека государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Приморского края.
Взыскать с департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в пользу Загний О.В. расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 руб.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.