Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кашиев М.Б., при секретаре Клиповой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Безнощенко А.М. в интересах Бадалова М.Т. на постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Бадалова Мехти Тафиковича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 27 мая 2015 года Бадалов М.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительном порядке.
До исполнения настоящего постановления Бадалов М.Т. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению ОФМС РФ по Республике Калмыкия, расположенном по адресу: Республика Калмыкия, Юстинский район, п.Цаган-Аман, ул. Отхонова, д.50.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Безнощенко А.М. в интересах Бадалова М.Т. просит постановление судьи изменить, исключить из постановления указание на назначение Бадалову М.Т. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указывает, что назначение наказания в виде выдворение нарушит его право на семейную жизнь, поскольку в Российской Федерации он проживает в незарегистрированном браке с Бадировой С.З. и двумя несовершеннолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации. Младший из сыновей болен, состоит на диспансерном учете по заболеванию сердца. Назначение наказания в виде выдворения является излишне суровым и не основанным на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, не соразмерным способу достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства и влечет серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которое гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, суд не учел незначительную продолжительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, привлечение к административной ответственности впервые.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснение Бадалов М.Т., поддержавшего доводы жалобы, представителя Территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия в Яшалтинском районе Куртушова А.В. прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 мая 2015 года начальником Территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия в Яшалтинском районе (далее ТП ОФМС России по РК) Улюмджиевой О.А. в отношении Бадалова М.Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому 27 мая 2015 года в 9 часов в ходе проведения ОПМ "Нелегал 2015 год - 1й этап" по адресу: Яшалтинский район, с. Ульяновское, ул. Южная, 58, при проверке документов выявлен факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации гражданином Республики Узбекистан Бадаловым М.Т., выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, чем нарушены требования части 2 статьи 5 Федерального закона с 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией паспорта, копией миграционной карты, сведений ФМС России, содержащихся в АС ЦБДУИГ, объяснениями Бадалова М.Т., которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Бадалова М.Т. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Бадалова М.Т. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Между тем при назначении Бадалову М.Т. наказания в виде административного выдворения с помещением, судом не принято во внимание, что Кодекс РФ об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и номах международного права, в том числе и при назначении наказания.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как усматривается из материалов дела, Бадалов М.Т. состоит в незарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Бадировой Санобар Зейналиевной. Имеет двоих несовершеннолетних детей граждан Российской Федерации - БАМ, *** года рождения (в свидетельстве о рождении Бадалов М.Т. указан отцом ребенка), БРЗ, *** года рождения (в свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк).
Бадалов М.Т. пребывал по месту жительства и регистрации последних: Российская Федерация, Республика Калмыкия, Яшалтинский район, с.Ульяновское, ул.***.
Сведения о привлечении ранее Бадалова М.Т. к административной и уголовной ответственности в материалах дела отсутствуют.
Из представленной медицинской справки следует, что БРЗ, *** года рождения состоит на "Д" учете БУ РК "Яшалтинская Республиканская больница" с диагнозом "Малая аномалия развития сердца".
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Бадалов М.Т. на уважение семейной жизни.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Бадалов М.Т., судьей районного суда установлено не было.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела прихожу к выводу, что назначение Бадалову М.Т. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 27 мая 2015 года, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Бадалову М.Т. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В связи с этим подлежит отмене примененная в отношении Бадалова М.Т. мера обеспечения исполнения постановления судьи по делу об административном правонарушении в виде помещения его в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению, Отдела федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2. - 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 27 мая 2015 года, вынесенное в отношении Бадалова Мехти Тафиковича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить указание на назначение Бадалову Мехти Тафиковичу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения Бадалова Мехти Тафиковича в специальное учреждение отменить и из специального учреждении временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению ОФМС РФ по Республике Калмыкия, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Юстинский район, п.Цаган-Аман, ул. Отхонова, д.50 Бадалова Мехти Тафиковича освободить немедленно.
В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Судья М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.