Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего Шовгуровой Т.А.
судей Цакировой О.В. и Басангова Н.А.
при секретаре Мишкеевой С.Д.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимовой Г.И. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании затрат по оплате коммунальных услуг по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., объяснения представителя истца Яшенкова Е.А., поддержавшего доводы в апелляционной жалобе, возражения представителя Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамакова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евдокимова Г.И. обратилась в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, ссылаясь на то, что в силу принятых на себя государством обязательств ей как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, должны возмещаться расходы по оплате коммунальных услуг отопления и освещения занимаемого ею жилого помещения. Просила взыскать с ответчиков расходы по оплате коммунальных услуг отопления, освещения жилого помещения за период с *** г. по *** г. на общую сумму *** руб. *** коп. и расходы по уплате госпошлины в размере *** руб. *** коп.
В судебном заседании истец Евдокимова Г.И. не явилась, ее представитель Яшенков Е.А. от исковых требований к Министерству финансов отказался и просил привлечь его в качестве третьего лица, исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия поддержал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамаков В.А. иск не признал, ссылаясь на неверное толкование истцом норм права. Пояснил, что истцом не представлены сведения о том, пользовалась ли она льготами до *** года.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Лунева Л.А. иск не признала, указав, что в республике порядок предоставления медицинским работникам льгот в жилищно-коммунальной сфере в настоящее время не установлен. Заявила о пропуске истцом исковой давности по требованию о взыскании понесенных расходов за *** г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Евдокимова Г.И. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и исходил из того, что истцом не представлено сведений о наличии у нее права на льготы по состоянию на 31 декабря 2004 года.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.).
В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Пунктом 50 статьи 35 указанного Федерального закона N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть 5), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть 6).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, органы местного самоуправления обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года N 521-О, от 3 февраля 2010 года N 136-О-П и др.).
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно орган государственной власти субъекта вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, Евдокимова Г.И. с *** года по настоящее время работает в БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер" в Приютненском районе, с *** года она зарегистрирована и проживает по адресу: ***.
Таким образом, истец являлась медицинским работником системы здравоохранения, и в соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", проживая и работая в сельской местности, до 1 января 2005 года имела право на получение льгот по оплате коммунальных услуг. Указанная мера социальной поддержки должна быть сохранена и после 1 января 2005 года.
Вопреки требованиям Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ государственные органы республики до настоящего времени не приняли нормативный правовой акт, регулирующий предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере, что свидетельствует о лишении данной категории лиц прав на меры социальной поддержки.
В результате Евдокимова Г.И. была неправомерно лишена как медицинский работник мер социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере без равноценной их компенсации.
Между тем, отсутствие надлежащего правового регулирования, которое должны были осуществить органы государственной власти субъекта, не может являться основанием для приостановления предоставления указанной категории граждан жилищно-коммунальных льгот.
Согласно представленным квитанциям, за период с *** года по *** года истец оплатила за потребленные газ и электрическую энергию *** руб. *** коп.
В силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации. Перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (ст. 21 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно ведомственной структуре расходов республиканского бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Законом Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года N 89-V-3 "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Министерство здравоохранения РК указано в качестве главного распорядителя средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2013 года N 338 (далее - Подпрограмма).
Разделом III указанной Подпрограммы предусмотрена реализация мероприятий по совершенствованию системы оказания мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе мероприятия 7.2 "Социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников" о компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам.
Таким образом, понесенные истцом расходы по оплате за освещение и отопление занимаемого ею жилого помещения подлежат возмещению Минздравом Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В судебном заседании суда первой инстанции представителем Министерства финансов Республики Калмыкия Луневой Л.А. заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании понесенных расходов на оплату коммунальных услуг за *** года (в сумме *** руб. *** коп.).
Евдокимова Г.И. обратилась в суд с иском *** года, и потому в ее пользу подлежат взысканию затраты, понесенные в течение трех лет, предшествующих обращению в суд.
В *** года истец оплатила за газ и электрическую энергию *** руб. *** коп., однако в связи с невозможностью определить, за какие дни были начислены коммунальные услуги, судебная коллегия приходит к выводу об отказе во взыскании компенсации за *** дней *** года.
В связи с непредставлением сведений о понесенных Евдокимовой Г.И. расходах на оплату коммунальных услуг в *** года исковые требования в указанной части подлежат отклонению.
Кроме того, в пользу истца не могут быть взысканы расходы, понесенные на оплату коммунальных услуг за потребленный газ вне сроков отопительных сезонов.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно чеку-ордеру от **** года при подаче иска Евдокимова Г.И. уплатила государственную пошлину в размере *** руб. ***.
Таким образом, понесенные истцом судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в размере *** руб. *** коп. (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 налогового кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2015 года отменить.
Исковые требования Евдокимовой Г.И. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании затрат по оплате коммунальных услуг удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Евдокимовой Галины Ивановны за счёт средств бюджета Республики Калмыкия *** руб. *** коп. в счет возмещения понесённых расходов по оплате коммунальных услуг отопления и освещения жилого помещения за период с *** года по *** года, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб. *** коп.
В остальной части иска отказать.
Апелляционную жалобу истца Евдокимовой Г.И. удовлетворить.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи О.В. Цакирова
Н.А. Басангов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.