Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Петренко В.Л.,
членов Президиума Мучаева М.Н., Сангаджиева А.В., Коченковой Л.Д., Олюшева В.Э.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моллаева В.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в изменении идентификационных данных автомобиля и возложении обязанности произвести регистрационные действия, переданное в Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия определением судьи от 26 мая 2015 года, по кассационной жалобе ответчика Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Баджаевой З.А., поддержавшей доводы жалобы, Президиум
УСТАНОВИЛ:
Моллаев В.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он является собственником автомобиля " ... ", " ... " года выпуска. В августе 2013 года им был приобретен кузов " ... ", " ... " года выпуска. В связи с заменой кузова для внесения изменений в конструкцию транспортного средства обратился с заявлением в Управление ГИБДД МВД по РК, однако ему было отказано. Полагает, что отказ в оформлении изменений в конструкцию транспортного средства является необоснованным. С учетом уточнений просил признать решение Управления ГИБДД МВД по РК незаконным, возложить на Управление ГИБДД МВД по РК обязанность произвести регистрационные действия, связанные с заменой кузова.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 февраля 2015 года исковые требования Моллаева В.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ МРЭО ГИББД МВД по РК в предоставлении Моллаеву В.Н. государственной услуги по совершению регистрации изменений в идентификационные данные автомобиля " ... ", государственный регистрационный знак " ... ". На МРЭО ГИББД МВД по РК возложена обязанность внести изменения в регистрационные данные автомобиля " ... ", государственный регистрационный знак " ... " - в паспорт транспортного средства " ... " от " ... " года - указать номер кузова " ... " идентификационный номер (VIN) " ... " " ... ".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2015 года указанное решение суда оставлено без изменения.
7 мая 2015 года поступила кассационная жалоба ответчика Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия, в которой ставится вопрос об отмене принятых судебных постановлений ввиду нарушений норм материального и процессуального права. Указывает, что в результате изменения конструкции автомобиля было создано новое, не идентифицированное транспортное средство, не прошедшее предусмотренную законом сертификацию. Приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, само по себе не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Определением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 26 мая 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Калмыкия.
В судебное заседание Президиума Верховного Суда Республики Калмыкия Моллаев В.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, сообщив о возможности рассмотрения дела в его отсутствие. На основании ст. 385 ГПК РФ Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами, Моллаеву В.Н. на праве собственности принадлежит автомобиль " ... ", " ... " года выпуска, идентификационный номер (VIN) " ... " " ... ", государственный регистрационный знак " ... ".
На основании договора купли-продажи N " ... " от " ... " года, заключенного с ООО " ... " Моллаев В.Н. приобрел кузов " ... ", " ... " года выпуска, идентификационный номер (VIN) " ... " " ... ".
22 апреля 2014 года в связи с заменой кузова для внесения изменений в конструкцию транспортного средства истец обратился с заявлением в Управление ГИБДД МВД по РК.
8 мая 2014 года Управлением ГИБДД МВД по РК в адрес Моллаева В.Н. направлено письмо N 8/11-17 об отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий на основании п. 24 Административного регламента. Указано, что не подлежат регистрации и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку. Так, в результате замены кузова или рамы автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что приведет к невозможности его идентификации.
Разрешая заявленные Моллаевым В.Н. требования, суд первой инстанции руководствовался Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств и исходил из того, что отказ МРЭО ГИБДД МВД по РК в предоставлении Моллаеву В.Н. государственной услуги по совершению регистрации изменений в идентификационных данных автомобиля является незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия согласилась с позицией суда первой инстанции.
С данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя ввиду неправильного толкования и применения норм материального права.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент).
Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Приложения N 1 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга не предоставляется в случае:
представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
В наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденном приказом МВД Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 1240, дается пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Тип транспортного средства - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
В данном случае Моллаевым В.Н. произведена замена кузова автомобиля марки " ... ", " ... " года выпуска, идентификационный номер (VIN) " ... " " ... ", на кузов типа - " ... ", " ... " года выпуска, идентификационный номер (VIN) " ... " " ... ".
Кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер (VIN), уникальным, указываемым в документах на транспортное средство, позволяющим идентифицировать это транспортное средство.
Согласно пункту 2.1 Приложения N 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую, в том числе, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном названным Техническим регламентом после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39-41 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года N 605, в процессе производства регистрационного действия.
Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены доказательства того, что новый кузов с номером (VIN) " ... " " ... " имеет соответствующий сертификат соответствия, что транспортное средство с новым кузовом соответствует требованиям указанного выше технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан, у сотрудников МРЭО ГИБДД МВД по Республике Калмыкия имелись основания для отказа в регистрации принадлежащего Моллаеву В.Н. транспортного средства.
С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия
ПОСТАНОВИЛ:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Моллаева В.Н. о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в изменении идентификационных данных автомобиля и возложении обязанности произвести регистрационные действия отказать.
Кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия удовлетворить.
Председательствующий В.Л. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.