Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т.,
судей Бад-Сагаана А.В., Дулуша В.В.
с участием прокурора ОС.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва в интересах Российской Федерации к АА. о взыскании денежных средств, полученных вследствие неосновательного обогащения по апелляционной жалобе ответчика АА. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 11 марта 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к АА. о взыскании денежных средств, полученных вследствие неосновательного обогащения, указав, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности и обоснованности расходования бюджетных средств, выделенных на компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населённый пункт или переехавшим на работу в сельский населённый пункт из другого населённого пункта. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) бюджетам территориальных фондов (далее - ТФОМС) предоставлялись иные межбюджетные трансферты из расчёта один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью. Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 февраля 2012 года N 74 утверждён Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат отдельной категории медицинских работников. Пунктом 1 названного порядка регламентировано, что единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Тыва в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населённый пункт или переехавшим на работу в сельский населённый пункт из другого населённого пункта и заключившим с Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва договор на предоставление выплаты. В Республике Тыва статусы муниципальных образований определены в Законе Республики Тыва от 24.10.2010 года N 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва". В соответствии со ст. 4 указанного закона Республики Тыва пгт. Каа-Хем наделён статусом городского поселения. В соответствии с уставом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылская ЦКБ" (далее - ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ", больница) местом расположения больницы является пгт. Каа-Хем, который обладает статусом городского поселения. Медицинский работник АА. работает в больнице в должности ** с 10.07.2012 года. 17.08.2012 года комиссия по принятию решения о заключении договоров с медицинским работниками о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - комиссия), рассмотрев и изучив предоставленные документы молодых специалистов, решила предоставить АА. единовременную компенсационную выплату за счёт средств ФФОМС в размере 1 000 000 рублей. В тот же день между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва и АА ... заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор). Приказом министра ДХ. ответчику перечислена единовременная компенсационная выплата за счёт средств ФФОМС в размере 1 000 000 рублей. АА. единовременная компенсационная выплата получена с нарушением критериев предоставления данной выплаты, а именно, в отсутствие прибытия (переезда) на работу в сельский населённый пункт. Просит взыскать с АА. полученные вследствие неосновательного обогащения денежные средства в размере 1 000 000 рублей. Обязать перечислить денежные средства в Министерство здравоохранения Республики Тыва для последующего перечисления этих денежных средств в бюджет ФФОМС через бюджет Республики Тыва и ТФОМС Республики Тыва в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 11 марта 2015 года иск заместителя прокурора удовлетворён. С АА. взысканы денежные средства в размере 1 000 000 рублей в пользу Министерства здравоохранения Республики Тыва в счёт возврата единовременной компенсационной выплаты. На Министерство здравоохранения Республики Тыва возложена обязанность в течение 3 рабочих дней с момента поступления денежных средств в размере 1 000 000 рублей, полученных от АА. в счёт возврата единовременной компенсационной выплаты, перечислить их в бюджет ТФОМС Республики Тыва, который обязан в течение 3 рабочих дней с момента поступления денежных средств в размере 1 000 000 рублей, полученных от Министерства здравоохранения Республики Тыва в счёт возврата АА. единовременной компенсационной выплаты, перечислить их в бюджет ФФОМС. С АА. взыскана государственная пошлина в размере 13 200 рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчик АА ... подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение. Полагает, что суд не учёл исключение из общего правила, установленное ст. 1109 ГК РФ, с её стороны отсутствовала недобросовестность, договор был заключен на основании решения комиссии, и он никем не оспорен. Она не могла предполагать неосновательность получения единовременной компенсационной выплаты. ФФОМС не входит в систему органов государственной власти России, а является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим свои права и обязанности, поэтому прокурор не имел права обратиться в суд с настоящим иском, а суд не имел правовых оснований к принятию иска. Прокурором не учтены мнения органов, представляющих Россию и Туву. Суд не дал оценку её доводам, лишь приняты во внимание доводы прокурора.
Ответчик АА.., представители третьих лиц - Правительства Республики Тыва, ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" в суде апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Прокурор ОС. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Представители ФФОМС, ТФОМС Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ), в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчёта один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В Законе о страховании дана характеристика понятию единовременная выплата, в соответствии с которой она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесённые вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населённый пункт затраты.
В определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года N1798-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р. на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" отмечено, что правовое регулирование, установленное в части 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населённые пункты и рабочие посёлки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик АА. является специалистом с высшим медицинским образованием (л.д. 18-19).
Согласно трудовой книжке, ответчик с 10.07.2012 года была принята на должность ** в ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" (л.д. 22-24).
10.07.2012 года ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" в лице главного врача ОА. и ответчиком заключен трудовой договор, по условиям которого она принята на работу в больницу на должность ** на неопределённый срок (л.д. 20-21).
12.07.2012 года ответчик АА. обратилась с заявлением Министру здравоохранения и социального развития Республики Тыва о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей (л.д. 9).
Согласно протоколу комиссии N от 17.08.2012 года, принято решение о заключении договоров с медицинскими работниками о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в том числе и с АА. (л.д. 10-12).
17.08.2012 года между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва и ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, предметом которого является предоставление единовременной компенсационной выплаты АА ... в размере 1 000 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему в 2012 году на работу в ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" по адресу: Республика Тыва, пгт. Каа-Хем, ул. Шахтёрская, 4 (л.д. 25-28).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 25.09.2012 года N ответчику была выделена единовременная компенсационная выплата за счёт средств ФФОМС в размере 1 000 000 рублей. (л.д. 13-14)
Платёжным поручением N от 27.09.2012 года Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва указанная денежная сумма была перечислена на счёт АА. (л.д. 29).
На основании постановления Правительства Республики Тыва от 14 февраля 2012 года N 74 "Об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2011 - 2012 годах на работу в сельский населённый пункт", действовавшего на момент заключения договора, ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" вошла в перечень государственных учреждений здравоохранения Республики Тыва, в которые прибыли (прибудут) в 2011-2012 годах медицинские работники в возрасте до 35 лет после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населённый пункт или переехавшие на работу в сельский населённый пункт из другого населённого пункта, в том числе одна единица врача- рентгенолога.
При разрешении возникшего спора, суд, ссылаясь на положения ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года, правильно признал, что обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населённый пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии Закона о страховании, призванным с учётом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населённые пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населёнными пунктами, условиями проживания.
Пунктом "л" ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Статьёй 2 Конституционного закона Республики Тыва от 12.12.2011 N 1054 ВХ-1 "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва" (принят ВХ РТ 30.11.2011) закреплено использование следующих понятий: городской населенный пункт - населенный пункт, имеющий сложившуюся производственную и социальную инфраструктуру и большинство жителей которого занято в несельскохозяйственной сфере деятельности; сельский населенный пункт - населённый пункт, жители которого заняты преимущественно в сельском хозяйстве и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции; посёлок городского типа - городской населенный пункт, на территории которого имеются промышленные организации, объекты строительства, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее трех тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
В соответствии со ст. 3 этого же закона населённые пункты, находящиеся на территории Республики Тыва, подразделяются на следующие типы: 1) городские населенные пункты; 2) сельские населенные пункты. К городским населённым пунктам относятся следующие категории населенных пунктов: город республиканского значения; город районного значения; посёлок городского типа.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Тыва от 24 декабря 2010 года N 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" посёлок городского типа Каа-Хем в Кызылском районе Республики Тыва наделён статусом городского поселения.
Кроме того, в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления Российской Федерации "ОК 019-95" (утв. постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413, в ред. Изменения N 54/2002, утв. Госстандартом РФ 01.07.2002) значится посёлок городского типа Каа-Хем в Кызылском районе.
Из материалов дела следует, что местонахождение медицинской организации, в которой ответчик осуществляет свою деятельность, не относится к категории населённых пунктов, при трудоустройстве на территории которых медицинский работник имеет право на предоставление единовременной компенсационной выплаты, не входит в реестр населённых пунктов, дающих право на получение единовременной компенсационной выплаты в связи с работой в сельском населённом пункте.
Исходя из анализа приведённых правовых норм, с учётом установленных фактических обстоятельств, суд пришёл к правильному выводу о том, что пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва не относится к сельскому населённому пункту Республики Тыва.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что интересы Российской Федерации, Республики Тыва нарушены тем, что уполномоченный орган исполнительной власти - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва в нарушение Закона о страховании предоставило единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей ответчику без наличия у последнего права на её получение, тем самым нарушив права остальных граждан, которые имели право и могли участвовать в данной программе, то есть бюджетные средства использованы не по назначению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования заместителя межрайонного прокурора с учётом трудоустройства ответчика в учреждение здравоохранения в населённом пункте, наделённым статусом городского поселения, а не в сельском населённом пункте, а ответчик АА. не может быть признана лицом, имеющим право на участие и получение единовременной компенсационной выплаты по федеральной программе.
Указание в перечне государственных учреждений здравоохранения Республики Тыва, в которые прибыли (прибудут) в 2011-2012 годах медицинские работники, подпадающие под критерии, которым подлежит единовременная компенсационная выплата, в частности, на ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" не свидетельствует о том, что постановление Правительства Республики Тыва N 74 от 14 февраля 2012 года противоречит Закону о страховании. Также данное указание не свидетельствует о том, что пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва отнесён к сельскому населённому пункту.
Довод ответчика о применении к правоотношениям положений ст. 1109 ГК РФ, судебная коллегия признаёт несостоятельным, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и не содержат предусмотренных законом оснований к отмене решения суда. В данном случае, указанная единовременная компенсационная выплата, выплачиваемая молодым специалистам, не относится ни к одному из перечисленных в вышеназванной статье Гражданского кодекса РФ видов платежей, в том числе выплачиваемых в качестве средств к существованию. Данная выплата по своей правовой природе является формой поощрения, направленная на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населённые пункты и рабочие посёлки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников).
Доводы жалобы АА. о том, что с её стороны отсутствовала недобросовестность, она не могла предполагать неосновательности получения единовременной компенсационной выплаты, решение о выплате принимала комиссия, а договор не оспорен, судебная коллегия считает необоснованными. Из материалов дела следует, что ответчик знала, что основным местом работы является пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, который не относится к категории сельских поселений. То есть АА. осознано заключила договор.
Суд апелляционной инстанции признаёт необоснованными доводы апелляционной жалобы о неправомочности прокурора обратиться в суд в защиту интересов России ввиду того, что ФФОМС не является органом государственной власти, по следующим основаниям.
Так, главой 2 Закона о страховании установлены исключительные полномочия Российской Федерации сфере обязательного медицинского страхования, связанные как с разработкой, реализаций государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, установлением порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, так и с иными другими.
Согласно пунктам 1, 3, 9, 14 Устава ФФОМС, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Формирование и исполнение бюджета ФФОМС осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Имущество ФФОМС является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
То есть финансовые средства, расходуемые ФФОМС, являются государственной собственностью, следовательно, прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ имеет полное право обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации
Ответчиком доказательств иного, нежели установлено судом, представлено не было.
Вопреки доводам ответчика об учёте только позиции прокурора, судом исследованы все представленные сторонами доказательства, которым дана соответствующая оценка.
Мнение государственных органов, представляющих интересы России и Республика Тыва, не поддержавших позицию прокурора, не является обязательным для суда и не доказывает (свидетельствует) об обратном.
Таким образом, оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для её изменения или отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 11 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июня 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.