Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Жерненко Е.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Каримова Р.Р. на решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
жалобу Каримова Р.Р. на действия Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан ? удовлетворить частично.
Признать действия должностных лиц Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан в отказе в предоставлении информации по формированию списков участников на получение субсидии по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" в Республике Башкортостан не законными.
В удовлетворении требований Каримова P.P. о признании действия Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан по формированию списков участников на получение субсидий по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года" в Республике Башкортостан, о признании действия должностных лиц Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан незаконно исключивших из списка участников, предоставленного в Минсельхоз Республики Башкортостан на получение субсидии по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года" в Республике Башкортостан незаконными, обязании Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан восстановить нарушенное право в получении субсидии по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года" в Республике Башкортостан ? отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримов P.P. обратился в суд с жалобой на действия Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан.
В обоснование требований указал, что ... он, как житель села Мишкино Республики Башкортостан, где проживает совместно с женой и двумя малолетними детьми и работает хирургом в Мишкинской центральной районной больнице, в целях улучшения жилищных условий встал на очередь в Администрацию муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на предоставление субсидии по программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года".
В конце ... года его пригласили в Администрацию района и разъяснили о том, что программа "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года" в конце ... года прекращает свое действие и, следовательно, все участники программы, стоящие в очереди на получение субсидии переводятся в очередность по другой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года" по Республике Башкортостан, в связи с чем, ему предложили написать заявление об участие в программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по Республике Башкортостан.
В ... года Администрацией были сформированы списки, согласно которым ему как участнику новой программы должны были предоставить субсидии в текущем ... году. По требованию должностного лица он представил необходимые документы. Но ... ему стало известно, что он был исключен из списка на получение субсидии. В Администрации муниципального района ему разъяснили, что его кандидатура на получение субсидии была исключена по указанию Минсельхоза Республики Башкортостан. В свою очередь должностное лицо Минсельхоза Республики Башкортостан разъяснило ему, что каких либо указаний в Администрацию муниципального района по его кандидатуре из Министерства не давали.
При повторном обращении в Администрацию ему было разъяснено, что он все же состоит в очереди на получение субсидии, а изменение очередности было связано с тем, что появились другие льготные участники, которые, якобы, согласно закону имеют преимущественное право. На его требование разъяснить ему данное положение, было заявлено, что данная информация составляет служебную тайну и конфиденциальность информации.
Оспаривая действия должностных лиц ссылается, что Администрация без каких-либо на то законных оснований включили в список на получение субсидии М.А.В. и Б.И.М. (письмо Администрации N ... от ... ), которые ранее не обращались с заявлениями и не были участниками данной программы и те, по его мнению, не обладали какими либо льготами на постановку их в очередность по льготным условиям. По мнению заявителя, данный вопрос был решен должностным лицом самостоятельно, без каких либо на то законных оснований и без решения компетентной комиссии, которая и уполномочена решать данные вопросы. Граждане Я.Ю.М., Ш.Г.Э. и Ш.Н.Ф., которые считаются ветработниками и, якобы, работают в агропромышленном комплексе, вставшие в очередь ... , ... и ... по программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года", были незаконно поставлены на учет на получение субсидии впереди него, хотя таким правом не обладали. При этом, должностные лица Администрации не учли, что Я.Ю.М., Ш.Г.Э. и Ш.Н.Ф. не относятся к категории граждан, работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, и, следовательно, незаконно включили их в список на получение субсидии в ... году, так как вышеуказанные граждане вообще не работают в данных агрокомплексах - КФХ и их документы являются не достоверными. При изменении очередности в списках на получение субсидии какого-либо мотивированного решения комиссии не было, и ни кто не уведомлял его об изменении очередности, что в свою очередь Каримов Р.Р. имел возможность обжаловать.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Каримов Р.Р. просит решение отменить ввиду незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что на момент написания им заявления о включении его в программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" его возраст не превышал 35 лет, исключение из этой программы правильно оформлено не было.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Каримова Р.Р. - К.Р.Ш., поддержавшую жалобу, возражения представителя Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан И.Т.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 2 Постановления Пленума).
Между тем, указанным требованиям закона решение суда не соответствует, в связи с чем, подлежит отмене, так как при рассмотрении настоящего дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
На основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
По смыслу пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", в последствии Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2003 года N141 была утверждена республиканская программа "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013", во исполнение которой были утверждено Положение о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В пункте 3.1 Положения сказано, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий Программы в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (с последующими изменениями);
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодым специалистом могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (с последующими изменениями).
Установлено, что решением жилищной комиссии Администрации сельского поселения Мишкинский сельский совет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан от ... Каримов Р.Р. и его семья, состоящая из 3 человек, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет, а в последствии были включены в список участников программы "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013".
... в семье Каримовых родился второй ребенок, в связи с чем, состав их семьи увеличился до 4 человек.
В период действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013" и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Каримовых в ... году предоставлена не была и эта программа прекратила свое действие ...
В свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", а в последствии Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2013 года N477 были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации данной программы.
Постановлением Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан от 19 августа 2013 года N880 "Об утверждении муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" утверждена муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на 2017-2017 годы и на период до 2020 года".
На основании заявления, зарегистрированного Администрацией муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан ... за вх. N ... , о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации выше названной программы Каримов P.P. был включен в сводный список по категории "граждане".
При формировании списка участников учитывалась хронологическая последовательность подачи документов в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" с учетом условий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", что подтверждается сводным списком граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия, утвержденного ... , согласно которому очередность распределяется по дате подачи заявления, категории: граждане, молодые семьи и молодые специалисты, сфере занятости.
В рамках данной программы мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности осуществляется по двум направлениям: 1) "граждане" и 2) "молодые семьи и молодые специалисты".
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 19 марта 2014 года NРА-25-0919 "О разъяснениях Правил предоставления социальных выплат по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" следует, что к "молодым семьям" относятся лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, состоящие в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), не имеющие начального, среднего, высшего профессионального образования. Членам молодой семьи должно быть не старше 35 лет на дату подачи заявления. Если возраст хотя бы одного из членов семьи старше 35 лет, то данная семья не соответствует условиям предоставления социальных выплат по категории "молодые семьи и молодые специалисты".
К "молодому специалисту" относится одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее, среднее, начальное профессиональное образование или учащиеся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности. При этом возраст супруга (супруги) не учитывается, т.е. супруг (супруга) может быть старше 35 лет. Принимать заявления и документы на участие в Программе по категории "молодые семьи и молодые специалисты" можно у граждан до достижения ими 35 лет.
Из представленных документов следует, что Каримов Р.Р., ... года рождения, подал заявление на включение его в состав участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" ... , о чем имеется отметка канцелярии Администрации. Его заявление регистрируется только ... , в этот период времени ему уже исполнилось 35 лет.
В связи с тем, что представитель Администрации не смог пояснить причину двойной регистрации полученного заявления от Каримова Р.Р., судебная коллегия считает датой подачи заявления - ... , в связи с чем, с указанной даты и должно производиться исчисление для постановки на учет как лица, не достигшего 35 летнего возраста.
В соответствии с пунктом 2.2. Правил, предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и в социальной сфере в сельской местности), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых (квартир);
е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и в социальной сфере в сельской местности), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В силу пункта 2.3 Правил в каждой из указанных выше групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей.
На основании пункта 3.4 Правил под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства";
под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Из представленного Каримовым Р.Р. сводного списка, утвержденного главой Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан ... , следует, что в число участников мероприятий - получателей выплат в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" Каримов P.P. был включен под N ...
Согласно сопроводительному письму Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан N ... от ... , в адрес заместителя Министра сельского хозяйства Республики Башкортостан был направлен сводный список, участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы, где Каримов P.P. не значится.
При этом, Администрация не представила каких-либо доказательств опровергающих доводы Каримова Р.Р. относительно его очередности под N ...
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Администрации муниципального района Мишкинский район РБ об исключении Каримова Р.Р. из сводного списка, является незаконным.
Как было отмечено выше, срок действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" истек ... , в свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", а впоследствии Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2013 года N 477 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации вышеуказанной программы.
Вместе с тем, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N858 Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" и базируется на принципах преемственности этой программы.
Из анализа данных норм, следует, что лица, участвовавшие в программе "Социальное развитие села до 2013 года", в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями программы, принципом преемственности, они становятся участниками программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Между тем, в программе также предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной программы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то лица, которые изъявили желание получить субсидию, должны исключаться только при установленных законом условиях, либо добровольного отказа участников от участия в данной программе, чего не поступало от Каримова Р.Р.
Из изложенного следует, что на момент принятия решения о включении Каримова Р.Р. и его семьи, состоящей из 4 человек, в список участников программы она отвечала предъявляемым требованиям для включения ее на получение социальной выплаты, в свою очередь Каримов Р.Р. оспаривал очередность постановки его на учет и получение субсидий другими участниками программы, однако данное требование рассмотрено не было. При этом, Администрация не представила судебной коллегии каких-либо доказательств постановки на учет лиц, имеющих первоочередное право на получение субсидий по отношению к Каримову Р.Р.
Согласно пункту 1.9 Правил, первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858, при соблюдении условий, установленных настоящими Правилами.
В первую очередь в указанные списки включаются граждане, в том числе молодые семьи и молодые специалисты - участники программы, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Судебная коллегия считает, что поскольку Каримов Р.Р. был включен в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", следовательно, ему принадлежало первоочередное право на предоставление социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по сравнению с теми гражданами, которые были включены в программу позже его.
При этом, списки должны были формироваться с учетом даты подачи заявления претендентом на получение субсидии, проверяться льготные условия получения субсидий лиц, подавших заявление позднее.
Поскольку государство, включая молодую семью Каримова в качестве участника указанной программы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N18-П, от 19 июня 2002 года N11-П, от 29 января 2004 года N2-П, Определения от 04 декабря 2003 года N415-О, от 15 февраля 2005 года N17-О, от 27 декабря 2005 года N502-О).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для исключении семьи Каримова Р.Р. из сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в ... году в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" не имелось.
Необходимо отметить, что согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако, Администрация муниципального района Мишкинский район РБ не представила суду первой и апелляционной инстанций каких-либо доводов относительно незаконности решений по формированию списков участников на получение субсидий по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Башкортостан. Более того, представитель Администрации в суде апелляционной инстанции не смогла пояснить, на каких основаниях было произведено уточнение списков и формирование нового сводного списка, из которого был исключен Каримов Р.Р.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований с вынесением нового решения об удовлетворении требований в обозначенной части.
Руководствуясь статями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от ... отменить в части отказа в удовлетворении требований Каримова Р.Р.
В отмененной части вынести новое решение, которым:
Признать незаконными действия Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан по формированию списков участников на получение субсидий по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Башкортостан.
Признать незаконными действия должностных лиц Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, выразившиеся в исключении в ... году Каримова Р.Р. из списка участников, предоставленного в Минсельхоз Республики Башкортостан на получение субсидии по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Башкортостан.
Обязать Администрацию муниципального района Мишкинский район РБ восстановить нарушенное право Каримова Р.Р. в получении субсидии по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в ... году.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Жерненко Е.В.
Кулова Г.Р.
Справка: судья: ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.