Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Сыреновой С.Н., Топорковой С.А., при секретаре Саввиновой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"10" июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе истца Егорова Н.К. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от "15" апреля 2015 года, которым по делу по иску Егорова Н.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о взыскании ежемесячных премий за выполнение особо важных и сложных заданий, процентов за нарушение сроков выплаты премии и компенсации морального вреда
п о с т а н о в л е н о:
Исковое заявление Егорова Н.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о взыскании ежемесячных премий за выполнение особо важных и сложных заданий, процентов за нарушение сроков выплаты премии и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения истца Егорова Н.К., представителей ответчика Шавелкина Р.А., Платонова Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егоров Н.К. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по РС (Я)) о возложении на ответчика обязанности произвести ежемесячный перерасчет по выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий за период с апреля 2014 г. по январь 2015 г., перерасчет по дополнительной выплате, проведенной в декабре 2014 г., перерасчет по больничным листкам, выплату процентов за нарушение сроков выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходя из расчета не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка России от невыплаченных в срок сумм, выплату компенсации морального вреда в сумме ... руб. В обоснование иска ссылается на то, что занимал у ответчика должность ... 02.04.2014 г. руководителем Управления Росреестра по РС (Я) издан приказ N ... о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора. 03.02.2015 г. был уволен в связи с сокращением штатной единицы. 02.03.2015 г. получил расчетный листок за февраль 2015 г., согласно которого выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий за проработанное время не была предусмотрена. С апреля 2014 г. по январь 2015 г. премия за выполнение особо важных и сложных заданий не выплачивалась. Оснований для ее невыплаты не имелось. За указанный период нарушений должностных обязанностей, влияющих на выполнение особо важных и сложных заданий, не допустил.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцом уточнены исковые требования, просил взыскать ежемесячную премию за выполнение особо важных и сложных заданий за период с апреля по ноябрь 2014 г. в размере ... руб., за декабрь 2014 г. ... руб., проценты за нарушение сроков выплаты премии в размере ... руб. и сумму компенсации морального вреда в размере ... руб. От требования о перерасчете по больничным листкам истец отказался в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, истец Егоров Н.К. обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно условиям премирования по Положению о премировании, утвержденному Приказом Росреестра от 27.12.2011 г. N 11/534, у представителя нанимателя возникает обязанность выплачивать премию, а у работника - право требовать выплаты премии. У ответчика отсутствовали основания для лишения премии, факт документально оформленных нарушений не установлен. Судом не применены положения п. 2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Кроме того, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела о премировании истца при наличии примененного в отношении него дисциплинарного взыскания. Просил решение суда отменить.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ответчика Шавелкин Р.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу в пределах ее доводов в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разрешая требования истца по существу и руководствуясь положениями ст. 50, 58 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 1.2, 1.3, 1.5, 1.6 Положения о порядке премирования, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.12.2011 г. N ... , суд пришел к выводу, что выплата премии государственному служащему является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, и действующее Положение, утвержденное вышеназванным Приказом Росреестра, не содержит императивных норм, исключающих премирование государственных служащих, имеющих неснятое дисциплинарное взыскание, оставляя принятие решения о премировании таких служащих на усмотрение представителя нанимателя.
Между тем, с такими выводами суда оснований согласиться у судебной коллегии не имеется.
Установлено и подтверждается материалами дела, что истец работал в Управлении Росреестра по РС (Я) в должности ...
02.04.2014 г. на основании приказа N ... к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
03.02.2015 г. Егоров Н.К. уволен в связи с сокращением штатной единицы.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что истцу не была выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за апрель 2014 г., а также за период с июля по декабрь 2014 г. Исходя из пояснений представителя ответчика, Егоров Н.К. был лишен премии ввиду ранее наложенного на него дисциплинарного взыскания.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К числу дополнительных выплат относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (п. 4 ч. 5 ст. 50).
Из этого следует, что федеральный законодатель, включив указанные премии в состав денежного содержания гражданского служащего, установил основания премирования (выполнение особо важных и сложных заданий) и размер средств, направляемых на эти цели (два оклада в расчете на год). При этом максимальный размер премии не ограничен, что позволяет руководителю государственного органа распределять в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий часть средств от экономии фонда оплаты труда между гражданскими служащими, выполнившими дополнительные задания.
Представителю нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации делегировано право определить лишь порядок выплаты данного вида премий исходя из двух критериев - обеспечения задач и функций государственного органа и исполнения должностного регламента. Иные критерии, которые должны учитываться при осуществлении правового регулирования, на законодательном уровне не установлены.
Следовательно, представитель нанимателя (субъект Российской Федерации), реализуя предоставленные ему полномочия, не может действовать произвольно, должен исходить только из тех критериев, которые установлены федеральным законом и отражают степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий. Для этих целей учитываются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих служебных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование.
Наличие неснятого дисциплинарного взыскания, примененного за дисциплинарный проступок, совершенный за пределами периода, за который производится премирование, само по себе не влияет на степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий и не может служить основанием для лишения его премии, входящей в состав денежного содержания (решение Верховного суда РФ от 31.08.2011 г. N ГКПИ11-1277, определение Верховного суда РФ от 16.01.2013 г. N 53-АПГ12-16).
Порядок премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих утвержден Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 27.12.2011 г. N ... , пунктом 1.2 которого предусмотрена выплата премий в пределах лимитов бюджетных обязательств на оплату труда, доведенных Росреестру на соответствующий финансовый год. Размер премии максимальными размерами не ограничивается.
В соответствии с п. 1.3 при принятии решения о премировании федеральных государственных гражданских служащих учитывается следующее: личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на Росреестр; степень сложности выполнения федеральным государственным гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов на определенный период работы; оперативность и профессионализм федерального государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентов, и соблюдение служебного распорядка Росреестра. Вопрос о выплате премий федеральным государственным гражданским служащим, имеющим дисциплинарное взыскание, решается руководителем Росреестра.
Таким образом, действующим Порядком премирования и поощрения не предусмотрено полное лишение федерального государственного гражданского служащего премии за ранее совершенное дисциплинарное взыскание.
При таких обстоятельствах лишение Егорова Н.К. права на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходящее из такого не предусмотренного федеральным законодателем критерия оценки степени участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, как применение ранее дисциплинарного взыскания, не соответствует требованиям п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и нарушает закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 52 этого Федерального закона право гражданских служащих на получение денежного содержания в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд допустил нарушение норм материального права, что привело к принятию неправильного судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска Егорова Н.К.
Представленные на рассмотрение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) приказы о премировании по итогам работы помесячно за период с 2014-2015 гг. не содержат критериев степени участия служащих в деле обеспечения выполнения задач и функций Управления. Приказы содержат указание руководителя о премировании сотрудников в окладах со ссылкой на различный размер премии, начиная от ... премии в окладе и выше.
В своей деятельности Управление руководствуется Положением о порядке премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 декабря 2011 г. N ...
Между тем, указанное Положение не содержит критериев определения степени участия служащих в деле обеспечения выполнения задач и функций Управления, в соответствии с которыми было бы возможно определить степень участия каждого служащего при выполнении служебных обязанностей в окладах. Такой документ, регулирующий порядок выплаты данного вида премий с указанием значений за каждый критерий оценки деятельности государственного служащего, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) отсутствует. Потому из представленных приказов о премировании невозможно сделать вывод, на каком основании и по каким критериям служащим установлены различные премии в окладах, а также каким значением премии в окладе оценивается личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на Росреестр; степень сложности выполнения федеральным государственным гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов на определенный период работы; оперативность и профессионализм федерального государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентов, и соблюдение служебного распорядка Росреестра. Данные значения по каждому требованию по степени участия в выполнении задач и реализации функций Росреестра необходимы для расчета размера премии истцу.
В связи с отсутствием вышеуказанных значений по определению размеров премии, утвержденных Управлением, судебная коллегия приходит к выводу о признании обоснованным расчета размера премии, полагающейся истцу к выплате, произведенного Егоровым Н.К. Исходя из того, что истцу выплачивалась премия за выполнение особо важных и сложных заданий в период с января по март, май, июнь 2014 г. в общей сумме ... руб., следовательно, среднемесячный размер премии составил ... руб. Данный расчет истца признается верным.
Вместе с тем, расчет премии за декабрь 2014 г. истцом не мотивирован, указана только сумма премии, по мнению истца, полагающаяся ко взысканию в размере ... руб. По указанным основаниям расчет, произведенный истцом за декабрь 2014 г. не может быть принят судебной коллегией в качестве правильного.
При определении суммы премии, полагающейся ко взысканию в пользу истца, судебная коллегия принимает во внимание заявленное ходатайство ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции об отказе в удовлетворении иска в связи с пропуском срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ для разрешения индивидуального трудового спора. Поскольку Егоров Н.К. обратился в суд 18.03.2015 г., ко взысканию полагаются премии за три месяца, предшествовавшие его обращению в суд. За январь 2015 г. истцу была выплачена премия, а потому взысканию подлежит премия за декабрь 2014 г. в среднемесячном размере ... руб.
Таким образом, исковое заявление Егорова Н.К. подлежит частичному удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 142 Трудового кодекса РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
При таких обстоятельствах в пользу истца подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии за декабрь 2014 г. в размере ... руб. ( ... /300 х ... руб. х ... день) и компенсация морального вреда в размере ... руб. с учетом длительности установленного нарушения прав истца, обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от "15" апреля 2015 года по делу по иску Егорова Н.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о взыскании ежемесячных премий за выполнение особо важных и сложных заданий, процентов за нарушение сроков выплаты премии и компенсации морального вреда о т м е н и т ь.
Принять н о в о е р е ш е н и е, которым исковое заявление Егорова Н.К. у д о в л е т в о р и т ь ч а с т и ч н о.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в пользу Егорова Н.К. премию за выполнение особо важных и сложных заданий за декабрь 2014 г. в размере ... руб. ... коп., компенсацию за нарушение срока выплаты премии в размере ... руб. ... коп., компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В остальной части иска о т к а з а т ь.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: С.Н. Сыренова
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.