Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Сыреновой С.Н., при секретаре Саввиновой Ю.И.,
с участием истца Чугуновой Е.С., представителя истца Чернышовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года, которым по делу по иску Чугуновой Е.С. к Окружной администрации города Якутска об обязании восстановить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья, судом
П О С Т А Н О В Л Е Н О:
В удовлетворении искового заявления Чугуновой Е.С. к Окружной администрации города Якутска об обязании восстановить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья - отказать.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснения истца и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чугунова Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, просила признать заключение комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19.112014 г. N ... необоснованным и незаконным и восстановить ее в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений по городскому округу "город Якутск". В обоснование указала, что ранее состояла в Едином государственном реестре за N ... от 12.09.2003, между тем комиссия 19.11.2014 приняла решение о невозможности постановки ее на учет с формулировкой "в связи с отсутствием подтверждающих документов о статусе оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте со стороны отца". Данным заключением нарушено ее право на получение жилья, предоставленного положением ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996г
Суд вынес вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Чернышова О.А. обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить и принять новое решение. Указывает, что Чугунова Е.С. являлась ... детского дома с 30.11.1998 по 01.09.1994, находилась на полном государственном обеспечении. В период до совершеннолетия Чугунова Е.С. отцу С. на воспитание не возвращалась. Кроме того, Чугунова Е.С. состояла на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жильем, что подтверждается извещением N ... от 12.09.2013 по ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет государственные гарантии и для детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направил. В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Для надлежащей проверки и оценки доводов апелляционной жалобы, в силу п.п. 2 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по запросу судебной коллегии ответчиком предоставлено распоряжение Окружной администрации города Якутска N ... от 24.11.2014 "Об утверждении протокола N ... от 13 ноября 2014 года комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа" с протоколом N ... от 13.11.2014.
Указанные документы судебной коллегией приняты в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела Н. и С. являются родителями Чугуновой( Старцевой) Е.С., что подтверждается свидетельством о рождении N ... от 24.04.2013.
На основании решения Якутского городского народного суда от 21 марта 1989 года мать - Н. лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе Чугуновой. Этим же судебным решением у отца С. отобраны дети Г. _______ г.р., Чугунова _______ г.р. с передачей на попечение органам опеки и попечительства (л.д. 14,15).
Чугунова(Старцева) Е.С. _______ г.р. в период с 30.11.1988 по 01.09.1994 являлась воспитанницей МКОУ " ... детский дом" и находилась на полном государственном обеспечении.
Мать Н. умерла _______, отец С. умер _______ (л.д. 12,13).
В связи с заключением брака Старцева Е.С. изменила фамилию на Чугунову, что подтверждается свидетельством о заключении брака N ... от 19.04.2012 г. (л.д.11).
Из уведомления Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) N ... от 10.04.2015 следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Чугуновой Е.С. на жилое помещение отсутствуют (л.д. 37).
Заключением комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N ... от 19.11.2014, принято решение об отказе Чугуновой Е.С. во включении в реестр в связи с не подтверждением статуса оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте со стороны отца.
Суд, разрешая спор, пришел к выводу о том, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств того, что отец С. был лишен или ограничен в родительских правах, признан ограниченно дееспособным или недееспособным. Заявителем не доказан факт полного отсутствия заботы и защиты интересов ребенка со стороны отца. Тот факт, что в решении суда от 21 марта 1989 года указано об отобрании у отца детей и передачи их в орган опеки и попечительства само по себе не является подтверждением того, что несовершеннолетние фактически находились без родительского попечения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Определением Конституционного Суда РФ от 25.01.12 г. N 181-О-О, установлено, что основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
В соответствии со ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Положениями ст. 145 СК РФ установлено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Таким образом, в данном случае нахождение ребенка в специализированной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, даже при наличии одного родителя, в том числе не лишенного родительских прав при фактическом отсутствии родительского попечения также предполагает признание их таковыми и не должно оцениваться иначе.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что более чем за год до принятия оспариваемого решения - на 12.09.2013 года Чугунова Е.С. состояла в Едином государственном реестре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений по городскому округу "город Якутск" в Отделе опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска за N ...
Изложенные обстоятельства, с учетом наличия судебного решения от 21.03.1989 и нахождение Чугуновой Е.С. с 30.11.1988 по 01.09.1994 в МКОУ " ... детский дом" на полном государственном обеспечение, свидетельствуют о ее статусе- ребенка, оставшегося без попечения родителей. Соответственно, решение об отказе в постановке Чугуновой Е.С. в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, является незаконным.
Поскольку решение суда вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятие нового решения об удовлетворении требований Чугуновой Е.С.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года по делу по иску Чугуновой Е.С. к Окружной администрации "города Якутска" об обязании восстановить в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N ... от 19.11.2014 по распоряжению Окружной администрации города Якутска N ... от 24 ноября 2014 " Об утверждении протокола N ... от 13 ноября 2014 года комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в отношении Чугуновой Е.С..
Обязать Окружную администрацию города Якутска восстановить Чугунова Е.С. в Едином государственном реестре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений по городскому округу "город Якутск".
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
С.Н. Сыренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.