Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Петровой Л.С., Рогозина А.А.,
при секретаре Шутовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 6 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального района "Балезинский район" на решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 года, которым
удовлетворены заявленные в интересах неопределенного круга лиц исковые требования прокурора Балезинского района Удмуртской Республики, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Быдыпиевская основная общеобразовательная школа", Администрации муниципального образования "Балезинский район".
На муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Быдыпиевская основная общеобразовательная школа", Администрацию муниципального образования "Балезинский район" возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать здание учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя Администрации муниципального района "Балезинский район" Касимовой Г.А. (доверенность от 26 января 2015 года со сроком действия до 1 января 2016 года), доводы жалобы поддержавшей, объяснения прокурора Борзенковой Т.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балезинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился к МБОУ "Быдыпиевская основная общеобразовательная школа", Администрации МО "Балезинский район" с иском об обязании ответчиков устранить нарушения требований законодательства в сфере комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно - оборудовать здание учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1 сентября 2015 года.
В обоснование указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере комплексной безопасности и антитеррористической деятельности образовательных учреждений было выявлено, что ответчиками (МБОУ и его учредителем - Администрацией МО "Балезинский район") не оборудовано системой видеонаблюдения здание образовательного учреждения по адресу: "адрес" чем нарушены требования пункта 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка"; пункта 2 части 6, части 7 ст. 28, пункта 4 ст. 31, ст. 41, пункта 5 части 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации"; части 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; ст. 2, пункта 4 ст. 3, пункта 6 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму в Российской Федерации"; пункта 6.1 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пунктов 1, 2 части 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; пункта 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНИиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегона России от 29 декабря 20111 года N 35/10.
В результате не была обеспечена комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, являющегося местом массового пребывания людей.
Также были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе условия охраны здоровья несовершеннолетних обучающихся и сотрудников школы, их права на безопасные условия жизнедеятельности.
Невыполнение ответчиками обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения способствует проникновению на территорию учреждения потенциально опасных лиц и тем самым делает образовательное учреждение потенциально опасным объектом для возникновения терроризма.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечено Министерство образования Удмуртской Республики.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Балезинского района Паначева Н.А. требования поддержала по приведенным выше основаниям.
Представитель МБОУ "Быдыпиевская ООШ" и третьего лица Управления образования Администрации МО "Балезинский район" Кашкарова Н.Р., возражая против иска, указала, что школой созданы все необходимые условия для обеспечения охраны здоровья и безопасности детей и работников учреждения; эксплуатация здания школы в отсутствие системы видеонаблюдения прав данных лиц не нарушает.
Представитель Администрации муниципального района "Балезинский район" Чачакова М.М. против удовлетворения иска также возражала.
Указала, что приведенные в исковом заявлении прокурора нормативные акты обязанности МБОУ "Быдыпиевская ООШ" и Администрации МО "Балезинский район" по оборудованию помещения школы системой видеонаблюдения не содержат
В школе созданы все необходимые требования для обеспечения охраны здоровья и безопасности детей и работников учреждения, а также общей безопасности учреждения, в том числе в рамках утвержденной постановлением Администрации МО "Балезинский район" от 21 августа N 1102 "а" комплексной целевой районной программы "Безопасность образовательных учреждений Балезинского района на 2013-2017 годы".
За 2014 года ни одного преступления либо правонарушения в школе зарегистрировано не было.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчика МБОУ "Быдыпиевская ООШ" и третьего лица Министерства образования Удмуртской Республики", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Балезинский район" просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Указывает, что в решении суд не привел норм закона, предписывающих оснащение образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
Все необходимые условия для обеспечения охраны здоровья и безопасности детей и работников учреждения, в МБОУ "Быдыпиевская ООШ" были созданы - территория образовательного учреждения огорожена; в здании школы введен контрольно-пропускной режим, имеется сторожевая охрана; установлена кнопка тревожного вызова и охранно-пожарная сигнализация. Эксплуатация школы в отсутствие системы видеонаблюдения прав указанных лиц не нарушает.
Возложенная судом на ответчиков обязанность по установке системы видеонаблюдения требует значительных затрат бюджетных средств. По состоянию на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов бюджет МО "Балезинский район" сформирован и утвержден.
Оснований требовать выполнения монтажа системы видеонаблюдения в принудительном порядке в рамках закона о бюджете не имеется, поскольку бюджетным законодательством запрещено нецелевое использование бюджетных средств.
Исходя из этого считает необоснованной ссылку суда на обязанность органов местного самоуправления финансировать установку систем видеонаблюдения и выполнения требований по обеспечению антитеррористической безопасности вне зависимости от их финансовых возможностей; установка системы видеонаблюдения в одном образовательном учреждении обойдется бюджету в 65 454 рубля 55 копеек, а по всем принятым в настоящее время судебным решениям - в 720 000 рублей 5 копеек, что влечет за собой неисполнимость судебного решения.
Кроме того, обязанность по установке системы видеонаблюдения судом была возложена только на МО "Балезинский район", несмотря на то, что аналогичными полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма в границах поселения в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обладает и сельское поселение - муниципальное образование "Кожильское", на территории которого расположено образовательное учреждение; а на территории соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу пункта 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" - федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, полагая, что на законность и обоснованность решения они не влияют.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика МБОУ "Быдыпиевская ООШ" и третьего лица Министерства образования Удмуртской Республики", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ "Быдыпиевская основная общеобразовательная школа" расположено на территории муниципального образования "Балезинский район".
Учредителем МБОУ "Быдыпиевская основная общеобразовательная школа" является Администрация муниципального образования "Балезинский район".
Здание МБОУ "Быдыпиевская основная общеобразовательная школа" по адресу "адрес" системой телевизионного (видео) наблюдения не оборудовано.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции, к которым относится и Российская Федерация, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, включая, исходя из определения понятия "безопасность", и обеспечение противодействия терроризму в школьных учреждениях.
В соответствии с пунктом 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 7 части 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно пункту 3 ст. 5 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом.
Пунктом 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
Как следует из пункта 6.1 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу пунктов 2, 15 части 3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 части 6, частью 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно протоколу совместного заседания Антитеррористической комиссии Удмуртской Республики и Оперативного штаба Удмуртской Республики N 44/59 от 20 августа 2014 года необходимо проведение на постоянной основе комплекса организационных антитеррористических мероприятий, в том числе по оснащению учреждений системами видеонаблюдения.
В силу части 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пунктом 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Проанализировав совокупность приведенных выше правовых норм, определяющих ответчиков в качестве субъектов противодействия терроризму по его предупреждению, суд пришел к правильному выводу о том, что они предусматривают обязанность ответчиков по технической оснащенности здания школы системой видеонаблюдения с целью обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия полностью соглашается.
Данный вывод основан на правильном толковании регулирующих спорные правоотношения приведенных выше норм материального права, согласно которым образовательное учреждение обязано обеспечивать безопасность обучающихся во время их пребывания в образовательном учреждении, создавать безопасные условия, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения, включающиеся в себя обеспечение антитеррористической защищенности учреждения посредством установки в здании школы системы видеонаблюдения; Администрация муниципального образования "Балезинский район" несет обязанность по финансированию за счет местного бюджета образовательной деятельности и содержания здания образовательного учреждения бюджетных образовательных учреждений как его учредитель и как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями, а следовательно, и обязанностями по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования "Балезинский район".
По приведенным основаниям соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются.
С учетом отсутствия в здании школы системы видеонаблюдения суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ответчиков обязанности по ее установке для обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц, как одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Также отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчиков денежных средств для установки системы видеонаблюдения в здании школы.
При этом судебная коллегия исходит из того, что действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с финансовыми возможностями субъектов антитеррористической деятельности.
Не являются основаниями для отмены решение и остальные приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе и указание на отсутствие в мотивировочной части решения ссылки на положения пунктов 1, 2 части 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и пункта 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНИиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегона России от 29 декабря 20111 года N 35/10, поскольку на правильность выводов суда они не повлияли.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют.
Решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Балезинский район" - без удовлетворения.
Председательствующий Анисимова В.И.
Судьи Петрова Л.С.
Рогозин А.А.
Председательствующий Анисимова В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.