Председатель Красноярского краевого суда Фуга Н.В., рассмотрев жалобу Махкамбаевой М.М. на вступившее в законную силу постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 октября 2014 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданки Республики "данные изъяты" Махкамбаевой М.М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 октября 2014 года, гражданка Республики "данные изъяты" Махкамбаева М.М. признана виновной в совершении административного правонарушения ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ вышеуказанное постановление судьи районного суда не обжаловалось, и вступило в законную силу.
В жалобе Махкамбаева М.М. просит отменить вынесенное в отношении неё постановление по делу об административном правонарушение в части ее выдворения из РФ, указывая на то, что не оспаривает наличие в своих действиях состава административного правонарушения, однако выдворение ее за пределы территории РФ является чрезмерно суровым наказанием. В России у нее живут члены ее семьи- муж и дети, поэтому назначение наказания в виде выдворения противоречит положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю принятое по делу судебное постановление подлежащим изменению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, нарушение которой вменяется Махкамбаевой М.М. предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан иметь документ подтверждающий право пребывания на территории Российской Федерации и выехать из РФ по истечению срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Из материалов анализируемого административного дела следует, что 18 октября 2014 года в 11.00 час. по адресу: "адрес" "а" в кабинете N10 ОУФМС России по Красноярскому краю, выявлено административное правонарушение, совершенное гражданкой Республики Кыргызстан Махкамбаевой М.М., которая 26 апреля 2014 года прибыла на территорию РФ. При этом установлено, что Махкамбаева М.М. миграционной карты не имеет, на миграционном учете по месту пребывания состояла с 29 апреля 2014 года по 23 июля 2014 года по адресу: "адрес" С 24 июля 2014 года проживает в Российской Федерации без регистрации, 24.07.2014 г. срок ее временного пребывания в РФ закончился, однако территорию РФ Махкамбаева М.М. не покинула.
Указанные обстоятельства, соответственно, и вина Махкамбаевой М.М. в совершении правонарушения предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью допустимых и достаточных доказательств, исследованных судьей районного суда: протоколом об административном правонарушении NАА N1558 от 20 октября 2014 года, с указанием обстоятельств совершенного Махкамбаевой М.М. правонарушения, с разъяснением ей под роспись в протоколе прав предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, с предоставлением услуг переводчика, и вручением копии протокола под роспись на ее родном языке (л.д.4-5), рапортом инспектора ОУФМС по Красноярскому краю в Советском районе г.Красноярска об обстоятельствах совершения Махкамбаевой М.М. анализируемого правонарушения (л.д.3), документами подтверждающими гражданство Махкамбаевой М.М. Республики "данные изъяты" что с 24.07.2014 года закончился законный срок ее временного пребывания в РФ, а так же иными доказательствами полный анализ которым дан в судебном постановлении. Таким образом, представленными в деле доказательствами подтверждено, что Махкамбаева М.М. находится на территории РФ с 24.07.2014 года по настоящее время не имея документов подтверждающих право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, по истечению законного срока пребывания на территории РФ, за пределы РФ она не выезжала, чем нарушил указанные выше требования Федерального закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившиеся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного (разрешенного) срока пребывания и отсутствии документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Судьей сделан обоснованный вывод о доказанности вины Махкамбаевой М.М. в совершении правонарушения предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ. Права Махкамбаевой М.М. давать показания на родном языке и пользоваться услугами переводчика, как при оформлении материалов настоящего административного дела, так и при его разрешении по существу, были соблюдены. Доводы жалобы об обратном, являются не состоятельными.
Вместе с тем, в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из представленных материалов следует, что ранее к административной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Махкамбаева М.М. не привлекалась, на территории Российской Федерации у Махкамбаевой М.М. проживает муж- гражданин России ФИО2, супруги имеют малолетнюю дочь ФИО3 "дата" года рождения, сыновей ФИО4 "дата" года рождения, ФИО5 "дата" года рождения, дочь ФИО6 "дата" года рождения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Махкамбаевой М.М. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение Махкамбаевой М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не согласуется со сведениями о её личности, а также противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 октября 2014 года подлежит изменению, путем исключения из него указания на назначение Махкамбаевой М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.30.15-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 октября 2014 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданки Республики "данные изъяты" Махкамбаевой М.М., изменить, исключить из постановления указание на назначение Махкамбаевой М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 октября 2014 года, оставить без изменения, а надзорную жалобу Махкамбаевой М.М. - без удовлетворения.
Председатель
Красноярского краевого суда Н.В. Фуга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.