Судья суда первой инстанции:
Бугынин Г.Г. Дело N33-6363
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2015 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Ворониной И.В.
Судей Лемагиной И.Б., Лукьянова И.Е.
при секретаре Горенко А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова И.Е.
дело по апелляционной жалобе ДЖП и ЖФ г. Москвы
на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 23 октября 2014 г.
по делу по заявлению Домрачева М.М. об оспаривании решения Городской межведомственной комиссии от *** г.,
установила:
Домрачев М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Городской межведомственной комиссии от *** г., которым заявителю отказано в предоставлении жилого помещения в городе Москве. По мнению заявителя, данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку он является достигшим совершеннолетия лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет возможности проживать в ранее занимаемом жилом помещении.
Представители ДЖП и ЖФ г. Москвы и Городской межведомственной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Представитель заинтересованного лица УСЗН района Хамовники г. Москвы в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 23 октября 2014 г. постановлено:
- Признать незаконным решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от *** года (протокол N ***) об отказе в предоставлении жилого помещения Домрачеву М.М. в городе Москве.
- Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа принять меры для восстановления прав Домрачева М.М. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Об отмене этого решения в своей апелляционной жалобе просит ДЖП и ЖФ г. Москвы, указывая на то, что Домрачев М.М. не проживает в городе Москве, в связи с чем ему было правомерно отказано в предоставлении жилого помещения в городе Москве.
В заседание судебной коллегии представители Городской межведомственной комиссии и ДЖП и ЖФ г. Москвы не явились, о месте и времени судебного заседания Городская межведомственная комиссия и ДЖП и ЖФ г. Москвы извещались надлежащим образом, о причинах неявки представителя судебной коллегии не сообщено. Учитывая изложенное, а также то, что в материалах дела имеется мотивированная апелляционная жалоба, исходя из доводов которой в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ проверяется законность обжалуемого решения, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель заявителя - Федотов Е.В., представитель УСЗН района Хамовники г. Москвы - Вараева М.В. возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ N159-ФЗ), детьми, оставшимися без попечения родителей признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N159-ФЗ,
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 30.11.2005г. N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве" (далее - Закон N61), дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N61, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N61, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно абз. 2 п. 1.2, п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением рассматриваются на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа принимает решение о предоставлении жилого помещения ребенку или об отказе в предоставлении.
В соответствии с п. 14 Положения о городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержденного Распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N547-РП, решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть обжаловано в судебном порядке.
Судебной коллегией установлено, что Домрачев М.М., родившийся *** г., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Домрачева Т.Е. и его отец - Домрачев М.В. были лишены родительских прав в *** г. соответственно решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от *** г. и решением Хамовнического районного суда г. Москвы от *** г.
Домрачев М.М. с ***. зарегистрирован по месту жительства на жилой площади своего отца в жилом помещении, представляющем собой изолированную комнату жилой площадью *** комнатной квартире коммунального заселения по адресу ***. В настоящее время в этом жилом помещении кроме Домрачева М.М. зарегистрирован и проживает его отец - Домрачев М.В.
Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Хамовники в городе Москве от *** над несовершеннолетним Домрачевым М.М. установлена опека со стороны бабушки - Дроздовой Н.П., проживающей по адресу: *** (л.д. 12-14).
Указанным Постановлением местом жительства несовершеннолетнего на период опеки было определено место жительства опекуна и одновременно за Домрачевым М.М. закреплена жилая площадь по адресу: ***.
***. Управлением социальной защиты населения района Хамовники города Москвы вынесено распоряжение N ***, согласно которого заявителю Домрачеву М.М. предоставляется право на получение жилого помещения в городе Москве по окончанию его пребывания под попечительством.
В *** г. Домрачев М.М. достиг совершеннолетия, в связи с чем его пребывание под попечительством бабушки считается прекращенным.
УСЗН района Хамовники г. Москвы обратилось в Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с заявлением о предоставлении Домрачеву М.М. жилого помещения.
*** года решением Городской межведомственной комиссии (протокол N ***) заявителю было отказано в предоставлении жилого помещения в городе Москве по тем основаниям, что он постоянно проживает в Московской области у своей бабушки по адресу: ***
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании обжалуемого решения Городской межведомственной комиссии незаконным, поскольку местом жительства Домрачева М.М. является город Москва. Заявитель зарегистрирован по месту жительства на жилой площади по адресу: ***
Непроживание Домрачева М.М. на указанной площади являлось временным и вынужденным. В силу несовершеннолетнего возраста, установления над ним опеки и определения местом его жительства на время опеки места жительства опекуна Домрачев М.М. не мог самостоятельно осуществлять право пользования жилым помещением в городе Москве.
В настоящее время Домрачев М.М. не может проживать в жилом помещении, в котором он зарегистрирован по месту жительства, поскольку в этом помещении на законном основании проживает его отец, лишенный в отношении него родительских прав. Указанное обстоятельство в силу положений п.п. 1 "а" п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы N61 свидетельствует о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Учитывая, что Домрачев М.М. является жителем города Москвы и что местом выявления и первичного его устройства на воспитание в семью опекуна является город Москва (орган опеки и попечительства муниципалитета Хамовники), то в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона г. Москвы N61, Домрачев М.М. имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Городской межведомственной комиссии не соответствует действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Домрачев М.М. не проживает в Москве, отклоняются судебной коллегией, поскольку, как указано выше, это непроживание носит временный и вынужденный характер. При этом Домрачев М.М. остается жителем Москвы, поскольку за ним сохраняется право пользования жилым помещением в городе Москве. Однако реализация этого права является невозможной, т.к. в жилом помещении, представляющем собой комнату в квартире коммунального заселения, проживает лишенный в отношении заявителя родительских прав Домрачев М.В.
Таким образом, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 23 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ДЖП и ЖФ г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.