Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО9,
судей - ФИО12
при секретаре ФИО7,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворены требования ФИО3 к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и Главному управлению МЧС России по Республике Ингушетия об оспаривании решений действий.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд о признании незаконными действий (бездействий) Северо-Кавказского Филиала Федерального казенного учреждения "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (далее - СКФ ФКУ МЧС России) и Главного Управления МЧС России по Республике Ингушетия (далее - ГУ МЧС России по РИ) ссылаясь на то, что он проходил службу в органах ГУ МЧС России по РИ. С ДД.ММ.ГГГГ был уволен из органов ГПС МЧС России в звании прапорщика внутренней службы в связи с достижением предельного возраста.
В целях улучшения жилищных условий в июне 2013 года он обратился в СКФ ФКУ МЧС России с заявлением (рапортом) о включении его и членов его семьи в список участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы(далее - Подпрограмма). СКФ ФКУ МЧС России решением от ДД.ММ.ГГГГ за N ему отказано на основании отсутствия в указанном учреждении его учетного дела. Заявитель считает данное решение незаконным, просит признать действия ГУ МЧС России по РИ, выразившиеся в том, что его учетное дело не было подготовлено и направлено в СКФ ФКУ МЧС России, незаконными, обязать ГУ МЧС России по РИ подготовить и направить его учетное дело в СКФ ФКУ МЧС России, признать незаконным решение СКФ ФКУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ему и членам его семьи во включении в список участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязать Северо-Кавказский филиал ФКУ МЧС России поставить его и членов его семьи на жилищный учет в системе МЧС России как сотрудника и членов семьи сотрудника федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилищном обеспечении, признать за ним и членами его семьи право на жилищное обеспечение в рамках ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, а также обязать СКФ ФКУ МЧС России включить его и членов его семьи в список участников Подпрограммы.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали доводы, изложенные в заявлении, ФИО3 пояснил суду, что с 2001 года числился в списке на улучшение жилищных условий по месту работы, документы, подтверждающие это, ему на руки не выдавались. Представитель СКФ ФКУ МЧС России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований.
Представитель ГУ МЧС России по РИ просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Решением Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО3 удовлетворены частично, решение Комиссии СКФ ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ФИО3 во включении в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с учетом членов его семьи, СКФ ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" признано незаконным и обязали ответчика поставить ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с июня 2001 года с учетом членов его семьи и включить в состав участников Подпрограммы, в удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО3 отказано.
На данное решение представителем Северо-Кавказского филиала ФКУ МЧС России ФИО8 подана апелляционная жалоба, в которой она ссылается на отсутствие учетного дела заявителя, а также на отсутствие доказательств признания ФИО11 нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, гарантии правовой и социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений, является отсутствие у него жилой площади.
Согласно пункту 12 Правил ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 г. предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, правом на участие в Подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пунктов 18, 19, 21 Правил, выдача сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена служба. Для участия в Подпрограмме граждане подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме с приложением соответствующих документов. При этом органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании, либо об отказе в признании гражданина участником Подпрограммы. В случае признания гражданина участником Подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Как установлено судом, ФИО3 проходил службу в пожарной части N ГУ МЧС России по РИ, содержащейся за счет средств федерального бюджета. Истец уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении составила ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что находясь на службе, в июне 2001 года, ФИО3 обратился с рапортом о постановке на очередь для предоставления жилого помещения.
Из представленных заявителем документов и свидетельских показаний следует, что он проживал на момент постановки на учет у матери ФИО1 по адресу: "адрес". В 2001 году он подавал рапорт о постановке на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Актом о пожаре и письмами Правительства республики и местной администрации, подтверждено, что жилье, в котором проживала семья ФИО3, в результате пожара было полностью уничтожено. В настоящее время заявитель с семьей проживает по адресу: "адрес", с. "адрес".
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес" и ФГУП "Ростехинвентаризация", в собственности ФИО3 и членов его семьи собственного жилья не значится.
Материалами дела подтверждается, что ФИО3 состоит в браке с ФИО2, в котором у них родились дети: ФИО13 1985 г.р., ФИО14 1988 г.р., ФИО15 1991 г.р., ФИО16 2001 г.р.
Как следует из протокола заседания жилищной Комиссии СКФ ФКУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 отказано в постановке в очередь военнослужащих и сотрудников, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания. Основанием к отказу послужило то, что заявитель не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по месту службы в ГУ МЧС России по РИ, а с 1 марта 2005 г. у федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, отсутствуют правовые основания для постановки сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Такое решение нельзя признать правильным, поскольку оно противоречит действующему законодательству. Исходя из приведенных правовых норм, суд считает, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является федеральный орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (утвержден приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5) которое осуществляет постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке, а также ведет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей. Указанную работу по Северо-Кавказскому региону осуществляет СКФ ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Учитывая, что ФИО3 отвечает требованиям, предусмотренным Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил ответчику пакет документов (за исключением учетного дела, которое он не мог представить, так как оно по независящим от него обстоятельствам не было сформировано и передано в СКФ ФКУ МЧС России), предусмотренных Правилами и подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворены требования ФИО3 к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и Главному управлению МЧС России по Республике Ингушетия об оспаривании решений действий, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.