Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А., Брянского В.Ю.,
при секретаре Антонове А.В.,
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2015 года
дело по апелляционному представлению прокурора г. Ессентуки Клочкова В.Н. на решение Ессентукского городского суда от 06 марта 2015 года
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ессентуки о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по предоставлению бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организаций лицам, имеющим право на получение данного вида образования до начала 2016 финансового года,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ессентуки обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Ессентуки о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по предоставлению бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организаций лицам, имеющим право на поучение данного вида образования до начала 2016 финансового года.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города на основании поручения прокуратуры края от 14.10.2014 N * и обращения Сергеева А.Н. о несогласии с действиями администрации города Ессентуки, выразившимися в нарушении прав его малолетнего сына Сергеева Ярослава, 22.06.2011 года рождения, на получение общедоступного и бесплатного образования, проверено соблюдение администрацией г. Ессентуки требований Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЭ) и от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЭ). Проверка показала, что в г. Ессентуки функционирует 21 дошкольная муниципальная образовательная организация, которые посещают * детей или *% от общего числа детей дошкольного возраста, проживающих на территории г. Ессентуки. При этом коэффициент загрузки дошкольных организаций составляет *%. По состоянию на 01.11.2014 год на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации города, состоит * детей или *% от общей численности детей дошкольного возраста, проживающих в г. Ессентуки, из них в возрасте от 3 до 7 лет - * ребенка. Несмотря на ряд мер, принятых администрацией г. Ессентуки по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, эти меры не способны обеспечить права детей на получение дошкольного образования.
20.11.2014 года в прокуратуру города обратился Сергеев А.Н. указав, что в целях получения его малолетним сыном Сергеевым Я., 22 июня 2011 года рождения, дошкольного образования им направлены документы в Управление образования администрации г. Ессентуки, где очередность получения путевки в детский сад определена на 2016 год. Сергеевым А.Н. соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителей), вследствие чего администрация обязана обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования. Непредоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.
Просил признать бездействие администрации г. Ессентуки, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер к расширению сети дошкольных образовательных организаций г. Ессентуки, незаконным и возложить на администрацию г. Ессентуки обязанность по предоставлению бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях лицам, имеющим право на получение данного вида образования до начала нового 2016 финансового года.
Решением Ессентукского городского суда от 06 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. Ессентуки Клочков В.Н просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом применен закон РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" не подлежащий применению, поскольку он утратил силу со вступлением в силу ФЗ РФ от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в РФ", что привело к нарушению норм материального права, повлекшее принятие незаконного и необоснованного решения, которым нарушено конституционное право граждан на получение доступного, бесплатного школьного образования.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители администрации г. Ессентуки, Управления образования администрации г. Ессентуки, Министерства образования и молодежной политики СК, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили. Имеются письменные заявления представителя Министерства образования и молодежной политики СК Филимоновой Л.В., начальника Управления образования администрации г. Ессентуки Данилова А.Н. о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора Левушкиной Е.В ... судебная коллегия находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Левушкину Е.В., просившую об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение не соответствует указанным требованиям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Ессентуки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что малолетний Сергеев Я., 2011 года рождения поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны администрации г. Ессентуки отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками.
С таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не соглашается по следующему.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Согласно материалам дела, в г. Ессентуки функционирует * дошкольных учреждений, в том числе * муниципальное учреждение, * ведомственное (Управления делами Президента), * государственных дошкольных учреждения компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Всего услугами дошкольного образования в городе всех форм собственности охвачено * детей, что составляет *% от общего числа детей дошкольного возраста в городе. На 01.11.2014 года на учете для определения в муниципальные дошкольные учреждения города состоит * детей, что составляет *% от общей численности детей дошкольного возраста в городе. В том числе от 3 до 7 лет - * ребенка. Коэффициент загрузки муниципальных дошкольных учреждений составляет *%. Проектная мощность * государственных учреждений составляет 3* мест, фактически в них находится * детей. В период острого дефицита мест в дошкольных учреждениях города площади государственных дошкольных учреждений используется не в полном объеме.
В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных учреждениях выполнены следующие мероприятия:
В 2012 году открыто дополнительно * мест за счет перепрофилирования имеющихся ранее помещений под групповые ячейки в дошкольных образовательных учреждениях: (N* "Ягодка" 50 мест, в МБДОУ N* "Ласточка" * мест, в МБДОУ N1 "Солнышко" * мест). Итого: 100 дополнительных мест.
В 2014 году планируется открытие дополнительной группы в МБДОУ N* "Ягодка" на * мест (за счет субсидий краевого Минобра), открытие нового детского сада в микрорайоне "Опытник" на 160 мест. Итого: * дополнительных мест.
С 2014 года поэтапно планировалась передача в муниципальную собственность государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида N * "Дюймовочка", N* "Красная гвоздичка" с
01.01.2014 года, а N * "Березка", N * "Рябинка" с 01.01.2015 года. Возврат государственных дошкольных учреждений в муниципальную собственность позволит открыть дополнительно * мест.
Однако данные меры являются недостаточными, так как не все дети имеют возможность получать дошкольное образование.
20.11.2014 года в прокуратуру города Ессентуки обратился Сергеев А.Н., указав, что в целях получения его малолетним сыном Сергеевым Ярославом, 22.06.2011 года рождения дошкольного образования им направлены документы в Управление образования администрации г. Ессентуки, где очередность получения путевки в детский сад определена на 2016 года.
Таким образом, поскольку заявителем Сергеевым А.Н. соблюдены все необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителей), администрация обязана обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.
Непредоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43, части 1 и 2 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Поскольку, вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения, наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения в муниципальном образовании свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей.
Недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, поскольку обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не имел правовых оснований для вывода о правомерности действий (бездействия) администрации г. Ессентуки и отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Ессентуки.
Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита конституционного права ребенка на общедоступное и бесплатное образование.
Ввиду этого решение Ессентукского городского суда от 06 марта 2015 года подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда от 06 марта 2015 года отменить и постановить по делу новое решение: исковые требования прокурора г Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации г. Ессентуки, выразившиеся в непринятии исчерпывающих мер к расширению сети дошкольных образовательных организаций г. Ессентуки незаконным.
Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанность по предоставлению бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях лицам, имеющим право на получение данного вида образования до начала нового 2016 финансового года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.