Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Хромова С.А. в защиту ЗАО "Спецремстрой-2" на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14 ноября 2014 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 26 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14 ноября 2014 года ЗАО "Спецремстрой-2" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Хромова С.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 26 февраля 2015 года постановление старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14 ноября 2014 года и решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года оставлены без изменения, жалоба защитника Хромова С.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Хромов С.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебных решений и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях ЗАО "Спецремстрой-2" состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, поскольку его деятельность не связана с обращением отходов производства и потребления, в том числе Общество не осуществляет накопление и хранение отходов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, с учетом положений ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ наступает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Пунктом 9 названного Постановления предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года устанавливается что, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии с п. 3 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204 расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал (п. 2 данного Приказа).
Как следует из материалов дела, в период с 17 октября 2014 года по 10 ноября 2014 года на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29 сентября 2014 года N 0905-282/2014 и в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 г. инспекцией по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ЗАО "Спецремстрой-2" по адресу: Москва, ул. Амурская, д. 17.
По результатам проверки был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 10 ноября 2014 года N 0905-282/2014, в котором, в том числе отражено, что в процессе деятельности Общества образуются следующие виды отходов:
4-го класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), смет с территорий предприятий малоопасный, смет с территорий гаража, автостоянки малоопасный, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные;
5-го класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, мусор строительный, отходы кирпичной кладки.
При этом должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы установлено, что в нарушение требований ст. 16 Закона об охране окружающей среды, Приказа Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду" Общество не представило документы расчета и платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год.
На основании выявленных нарушений 12 ноября 2014 года старшим государственным инспектором по охране природы города Москвы ОЭК ВАО И СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в отношении ЗАО "Спецремстрой-2" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ. 14 ноября 2014 года постановлением старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО И СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ЗАО "Спецремстрой-2" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ЗАО "Спецремстрой-2" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 10 ноября 2014 года N 0905-282/2014; фототаблицей; распоряжением о проведении выездной плановой проверки ЗАО "Спецремстрой-2" от 29 сентября 2014 года N 0905-282/2014 года; данными учета в области обращения с отходами ЗАО "Спецстрой-2"; копией ситуационного плана; копиями свидетельств, выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "Спецремстрой-2"; уставом ЗАО "Спецремстрой-2"; копиями информационного письма, штатного расписания, договора аренды нежилого помещения N ***** от 01 августа 2014 года, договора аренды ***** от 01 августа 2014 года; копией договора аренды земельного участка ***** от 18 июля 1997 года; справкой ЗАО "Спецремстрой-2" об осуществлении хозяйственной деятельности по адресу: Москва, ул. Амурская, д. 17 и другими материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод защитника о том, что Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, поскольку его деятельность не связана с обращением отходов производства и потребления, в том числе Общество не осуществляет накопление и хранение отходов, являлся предметом проверки судьи Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда и был обоснованно отклонен. Отвергая приведенный довод, судья Московского городского суда правомерно исходил из того, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом в силу ст. 4 Закона об отходах производства и потребления установлено, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Данным законом определен момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода) и приобретатель данного права. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. В этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов. Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ГК РФ).
Собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, таким образом, передача отходов организации оказывающей услуги по их вывозу, приемке с последующим их размещением, хранением, переработкой и утилизацией (при наличии договорных обязательств), не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного, действия ЗАО "Спецремстрой-2" правильно квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ЗАО "Спецремстрой-2" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений.
В то же время, имеются основания для изменения постановления старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14 ноября 2014 года, решения судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года и решения судьи Московского городского суда от 26 февраля 2015 года.
Из материалов дела усматривается, что в вину ЗАО "Спецремстрой-2" вменено не представление документов расчета и невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год.
Вместе с тем, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года должна быть внесена не позднее 20 апреля 2014 года, за 2 квартал - не позднее 20 июля 2014 года, за 3 квартал - не позднее 20 октября 2014 года, за 4 квартал - не позднее 20 января 2015 года.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об исключении из объема обвинения, вмененного Обществу, нарушения, выразившегося в невнесении Обществом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, поскольку на момент рассмотрения дела должностным лицом событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, за данный период еще не наступило.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14 ноября 2014 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 26 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Спецремстрой-2" изменить: из мотивировочной части указанного постановления должностного лица и судебных актов исключить вывод о невнесении ЗАО "Спецремстрой-2" в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14 ноября 2014 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, жалобу Хромова С.А. в защиту ЗАО "Спецремстрой-2" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.