Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 25 июня 2015 г. по делу N 33А-1157/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
ФИО8,
судей
ФИО3 и ФИО7,
при секретаре ФИО4, с участием представителя истца старшего лейтенанта юстиции ФИО5 и ответчика ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по их апелляционным жалобам на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску командира войсковой части N к военнослужащему этой воинской части капитану ФИО1 о взыскании материального ущерба, причиненного в результате выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения капитану ФИО9
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя истца и ответчика в обоснование апелляционных жалоб, возражавших против апелляционных жалоб противной стороны, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходя военную службу в войсковой части N в воинской должности помощника командира по финансово-экономической работе - главного бухгалтера объединенной бухгалтерии, принимал решения о выплате бывшему военнослужащему этой же воинской части капитану ФИО10 уволенному с военной службы и исключенному из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, денежной компенсации за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По результатам проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности данной воинской части члены ревизионной комиссии пришли к выводу о незаконности вышеуказанных выплат на общую сумму N рублей 90 копеек.
Полагая, что воинской части причинен материальный ущерб на указанную сумму, командир части обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании с него этой суммы в качестве возмещения причиненного им материального ущерба в порядке реализации Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".
Гарнизонный военный суд иск командира войсковой части N удовлетворил частично.
Посчитав наличие у капитана ФИО11 права на получение денежной компенсации включительно по ДД.ММ.ГГГГ г. по N рублей в месяц, то есть по месту дислокации воинской части, где он проходил военную службу, суд первой инстанции, привлек ФИО1 к полной материальной ответственности и взыскал с него в пользу войсковой части N разницу между выплаченной капитану ФИО12 денежной компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме N рублей и причитающееся этому военнослужащему, по мнению суда, за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. этой компенсации в сумме N рублей, то есть удовлетворил иск на сумму N рублей.
В удовлетворении иска в остальной части судом командиру войсковой части 3187 отказано.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на безосновательность вывода суда о том, что в отношении граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, решение о выплате денежной компенсации должно приниматься той организацией, где эти граждане проходили военную службу.
Так, ссылаясь на Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Положение), утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 в ред. постановления Правительства РФ от 3 сентября 2008 г. N 653, командир части указал, что денежная компенсация выплачивалась гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях.
Кроме того, обращает внимание на то, что решение о выплате денежной компенсации уволенным с военной службы должно приниматься не самостоятельно ответчиком, а органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Считает несостоятельной ссылку в решении на постановление Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П, определяющего лишь право граждан, уволенных с военной службы, на предоставление жилых помещений, но не денежной компенсации.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает на разъяснения договорно-правового департамента МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N о выплате компенсации исходя из размеров, определенных по месту фактического адреса снимаемого помещения.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил, в том числе из того обстоятельства, что в отношении граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, решение о выплате денежной компенсации должно приниматься той организацией, где эти граждане проходили военную службу.
При этом, признав право ответчика на выплату денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. по N рублей в месяц, гарнизонный военный суд пришел к выводу об отсутствии у него права на получение данной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ г., посчитав, что после ДД.ММ.ГГГГ года решение о выплате денежной компенсации должно приниматься не самостоятельно ответчиком, а органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Однако такие выводы суда являются ошибочным.
Военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут ответственность в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ от 12 июля 1999 г. "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Закон), при этом данный закон, в зависимости от наличия вины, предусматривает привлечение военнослужащих как к полной, так и ограниченной материальной ответственности.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 3 Закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Действительно, абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, от 08.05.2006 г. N 66-ФЗ, от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ) предписывал при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Так, Положение (в ред. постановления Правительства РФ от 3 сентября 2008 г. N 653) определяло порядок выплаты денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий именно до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 277-ФЗ вышеуказанный абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, из которой были изъяты положения, связывающие право граждан, уволенных с военной службы на получение денежной компенсации с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года органами местного самоуправления.
Однако положения, связывающие указанное право таких граждан, из Положения были изъяты лишь в сентябре 2014 года посредством внесения в него соответствующих изменений постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2014 г N 908, вступившим в силу с 18 сентября 2014 г.
Таким образом, ФИО13 уволенный в ДД.ММ.ГГГГ году с военной службы и нуждающийся в обеспечении жилым помещением, имел право ежемесячно получать денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчика денежных средств, выплаченных ему в качестве денежной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ г., является ошибочным.
При этом место дислокации воинской части, где ФИО14 проходил военную службу, вопреки выводу суда и мнению автора жалобы, значения для данного дела не имеет.
Так, с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО15 уже не являлся военнослужащим, подлежал обеспечению жилым помещением в "адрес", куда и убыл, в том числе для постановки воинский учет в соответствии с приказами Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N и командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении ФИО16. с военной службы и исключении его из списков личного состава части, соответственно.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N размер денежной компенсации в "адрес" составляет N рублей.
Таким образом, размер денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., подлежащей выплате бывшему военнослужащему ФИО17, составлял N рублей ежемесячно, а вывод суда первой инстанции о том, что размер денежной компенсации ответчику должен был составлять по N рублей в месяц, является ошибочным.
Действительно, в силу абз. 2 п. 2 Положения решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Судебная коллегия отмечает, что самостоятельное принятие ФИО1 решения о выплате денежной компенсации бывшему военнослужащему ФИО18, не исключает возможность привлечения ответчика к дисциплинарной или административной ответственности.
Между тем, действия последнего не влекут его материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих", то есть не предоставляют возможность взыскания с него денежных средств, выплаченных в качестве денежной компенсации, право на которую бывший военнослужащий имеет в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановления Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. N 3-П.
В силу приведенных норм Закона основным условием привлечения военнослужащих к материальной ответственности является наличие реального ущерба, которого в данном случае допущено не было.
При таких данных решение суда в связи с неправильным применением норм процессуального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска командира войсковой части N
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску командира войсковой части N к ФИО1 в связи с неправильным применением норм процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска командиру войсковой части N отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно:
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.