Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурмухаметовой Р.Р.,
судей: Абубакировой Р.Р.,
Свистун Т.К.
при секретаре ...
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МР адрес РБ - Т.С.Т. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2015 года, которым постановлено:
Обязать администрацию адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад села Верхний Изяк муниципального района адрес Республики Башкортостан по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан установить технические средства охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в течение трёх месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к адрес Республики Башкортостан, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад села Верхний Изяк муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании установить технические средства охраны: системы телевидеонаблюдения и сигнализации в здании МБДОУ - детский сад адрес, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, адрес, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что здание МБДОУ - детский сад адрес не оснащено техническими средствами охраны. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних обучающихся, работников, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закреплённые в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актах.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
С указанным решением не согласилась представитель администрации МР адрес РБ - Т.С.Т., ею подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 года N2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" не указаны. Кроме того, ни Закон "О противодействии терроризму", ни Закон "Об образовании", и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагают каких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организации охраны в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на органы местного самоуправления. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными актами. Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объём выделяемых из местных бюджетов средств.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации МР адрес РБ - Т.С.Т., представителя МБДОУ детский сад адрес - Б.З.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения и сигнализации. В свою очередь, финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления.
Пункт 2 часть 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из материалов дела следует, что Благовещенским межрайонным прокурором Республики Башкортостан проведена проверка исполнения МДООУ детский сад адрес законодательства по антитеррористической защищённости указанного дошкольного образовательного учреждения.
В ходе проверки установлено, что учреждение не оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют система видеонаблюдения и система охранной сигнализации.
Поскольку МБДОУ детский сад адрес является образовательным учреждением, однако в нём отсутствует система видеонаблюдения и сигнализации, суд пришёл к правильному выводу о понуждении ответчика установить соответствующее оборудование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделён полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Из приведённых норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения и сигнализации.
Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
В том числе, вопреки доводам подателя жалобы, выполнение ответчиками обязанности по оборудованию здания МБДОУ детский сад адрес системой видеонаблюдения и охранной сигнализации направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда основано на нормативно-правовых актах, содержащих общие понятия относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения и сигнализации, необоснован. Приведённые правовые нормы содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Р. Нурмухаметова
Судьи: Р.Р. Абубакирова
Т.К. Свистун
Справка: судья Денисова Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.