Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего Абубакировой Р.Р.,
судей: Галиева В.А., Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Гареевой И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет Белорецкого района РБ на решение Белорецкого районного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2012 года, которым постановлено:
Обязать администрацию сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ оборудовать площадку из бетонного покрытия, размером не менее 1,3x1,5 кв.м. для одного контейнера (где 1,3м. - ширина, 1,5 м. - длина), выполнив ограждение указанной площадки.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений природоохранного законодательства, мотивируя тем, что проведенной проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории села Новоабзаково установлено, что имеющиеся возле многоквартирных домов контейнерные площадки для сбора мусора не оборудованы надлежащим образом. Истец просил суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня принятия судебного решения устранить выявленные нарушения, оборудовать площадку из бетонного или асфальтобетонного покрытия, размером не менее 1,3x1,5 кв.м. для одного контейнера, выполнив ограждение указанной площадки.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, администрация СП Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район РБ в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что имеющий в материалах дела договор на вывоз мусора не имеет отношения к многоквартирному дому; за вывоз мусора и оборудования площадок под мусорные контейнеры отвечает управляющая компания ООО "Жилкоммунсервис"; платежи за услуги и содержание многоквартирного дома получает управляющая компания.
Выслушав представителя администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ Фазылова Б.Б., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в точном соответствии с нормами материального права. В силу п.3 данного же Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Разрешая спор и обязывая администрацию сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ оборудовать площадку из бетонного покрытия, размером не менее 1,3х1,5 кв.м. для одного контейнера, выполнив ограждение указанной площадки, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не выполнены требования пунктов 2.1.3, 2.3.7 СанПиН 42-128-4690-88, то есть администрацией сельского поселения не выделены и не ограждены специальные площадки для размещения контейнеров для мусора на территории многоквартирных домов, что подтверждается справкой о результатах проверки природоохранного законодательства от " ... " года, фототаблицами, а также договором N" ... " от " ... " года, из которого следует, что администрация СП Абзаковский сельсовет МР " ... " РБ при наличии контейнеров обязана иметь огражденные площадки для контейнеров с бетонным или асфальтобетонным покрытием, размером не менее 1,3х1,5 кв.м. для одного контейнера, где ширина должна составлять 1,3 метра, а длина - 1,5 м. (п.2.3.7 договора).
Между тем, судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Как предусмотрено пунктами 1.8 и 1.9 СанПиН 42-128-4690-88, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме- и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно п.п. 1.8, 3.7, 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующих в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживание всего дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 года N 25080-СК/14 также следует, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Согласно п. 3.5.11 указанных Правил территория каждого домовладения, как правило, должна иметь хозяйственную площадку, на котором в том числе должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Разрешая спор, суд необоснованно сославшись на ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", обязал ответчика устранить нарушение. Данная норма, относящаяся к вопросам местного значения сельского поселения организацию сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, не касается содержания общего имущества многоквартирного дома.
Ссылка суда первой инстанции на договор на услуги по вывозу и утилизации отходов производства и потребления N" ... " от " ... " года, заключенный между ООО "Аварийно-диспетчерская служба" и администрацией сельского поселения Абзаковский сельсовет, также неправильна, поскольку данный договор заключен на вывоз отходов с 1 контейнера, находящегося по месту расположения здания администрации сельского поселения. Данный договор не имеет отношения к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории многоквартирных домов.
При указанных обстоятельствах возложение обязанности об устранении нарушений, оборудовании площадки для мусорного контейнера, находящегося возле многоквартирного дома, на администрацию сельского поселения Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район РБ является незаконной.
Указанные обстоятельства дела имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако судом первой инстанции учтены не были.
Из вышеизложенного следует, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения спора, выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным в судебном заседании, что, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, является основанием отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает необходимым вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Белорецкого межрайонного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации СП Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район РБ, в связи с тем, что обязанность по оборудованию площадки из бетонного покрытия для контейнера (контейнеров) с его ограждением на территории многоквартиного дома не может быть возложена на администрацию СП Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан.
Руководствуюсь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого районного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение: "В удовлетворении требований Белорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства отказать".
Председательствующий Р.Р. Абубакирова
Судьи В.А. Галиев
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Мухаметкужина З.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.