Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Головиной Е.Б. и Нестеровой М.В.,
при секретаре Федорович Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - начальника Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия Ракович Е.А. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 16 декабря 2014 года, которым частично удовлетворено исковое заявление Шуваловой Г.В. к командиру войсковой части N, Филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия о признании медицинского пункта медицинским учреждением, подтверждении права на льготы в связи с проживанием и работой в сельской местности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., объяснения ответчика - представителя Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия Красовой Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шувалова Г.В. 28 апреля 2014 года обратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением к командиру войсковой части N о:
признании медицинского пункта полка войсковой части N медицинским учреждением;
признании за истцом права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и обязании Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия (далее - Филиал N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК) производить истцу выплаты денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1.200 рублей ежемесячно с 1 января 2014 года.
В обоснование исковых требований Шувалова Г.В. ссылалась на те обстоятельства, что проживает в обособленном военном городке, расположенном на территории "данные изъяты" сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области (далее - "данные изъяты" СП), работает в медицинском пункте войсковой части N, также расположенной на территории Гостилицкого СП, с 1 ноября 1995 года в должности лаборанта, а с 1 октября 2008 года по настоящее время - в должности медицинской сестры. По утверждению Шуваловой Г.В., истец, будучи медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, 30 января 2014 года обратилась к командиру войсковой части N с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1.200 рублей с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". Однако получила отказ со ссылкой на то, что медицинский пункт является структурным подразделением войсковой части N. Шувалова Г.В. находила данный отказ незаконным, дискриминирующим по отношению к другим медицинским работникам сельской местности и нарушающим право истца на социальную поддержку, предусмотренную действующим законодательством, поскольку медицинский пункт войсковой части является обособленным медицинским подразделением; отвечает требованиям, предъявляемым к стационару; осуществляет лечебно-профилактическую деятельность; имеет в своем составе амбулаторию, стационар на 15 коек, 2 изолятора для инфекционных больных, процедурный кабинет, перевязочную, аптеку, лабораторию, стоматологический кабинет (л.д.8-12).
В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании определением Ломоносовского районного суда от 6 ноября 2014 года субъектный состав лиц, участвующих в деле, изменен:
Филиал N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве ответчика (л.д.50);
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) (л.д.50).
Кроме того, на стадии судебного разбирательства представитель Минобороны России Иванова А.Ю., действовавшая на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-57), представила письменные возражения на исковое заявление, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных Шуваловой Г.В. требований, ссылаясь на пропуск Шуваловой Г.В. 3-месячного срока на обращение в суд с требованием об оспаривании отказа командира войсковой части N в предоставлении истцу ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д.53-55).
Ломоносовский районный суд 16 декабря 2014 года постановил решение, которым частично удовлетворил исковые требования Шуваловой Г.В., при этом суд первой инстанции подтвердил право Шуваловой Г.В. на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, обязав Филиал N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК производить дальнейшие выплаты денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1.200 рублей ежемесячно с 1 января 2014 года (л.д.63-68).
Этим же решением суд первой инстанции отказал в удовлетворении остальной части исковых требований Шуваловой Г.В (л.д.63-68).
Начальник Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК Ракович Е.А. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного 16 декабря 2014 года решения суда в части, представила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда в части подтверждения права Шуваловой Г.В. на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и возложении на Филиал N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК обязанности производить дальнейшие выплаты денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1.200 рублей ежемесячно с 1 января 2014 года. В обоснование частичной отмены судебного решения представитель ответчика Ракович Е.А. сослалась на неправильное применение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения норм материального права. Податель жалобы полагала, что Шувалова Г.В. не относится к категории граждан, которым положены денежные выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", поскольку медицинский пункт войсковой части N не является медицинской организацией государственной системы здравоохранения (л.д.88-91).
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции не явились Шувалова Г.В., командир войсковой части N и представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минобороны России, который по факсимильной связи ранее представил ходатайство о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в его отсутствие, поддерживая жалобу (л.д.108).
Между тем, принимавшая в апелляционном разбирательстве представитель Красова Е.Ю., действовавшая в интересах Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год (л.д.73-74), поддержала доводы апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении не явившихся участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (л.д.106, 107), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Действуя в соответствии с абзацем 1 части 1 и абзацем 1 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться проверкой законности и обоснованности судебного решения от 16 декабря 2014 года, исходя из доводов апелляционной жалобы начальника Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК Ракович Е.А. и отсутствия обжалования судебного решения в части отказа в удовлетворении искового требования Шуваловой Г.В. о признании медицинского пункта полка войсковой части N медицинским учреждением.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Шувалова Г.В. с 13 августа 1990 года зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" (л.д.15-18).
При этом из справок местной администрации муниципального образования "данные изъяты" СП муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 25 октября 2012 года N и от 16 января 2014 года N усматривается, что войсковая часть N является правопреемником войсковой части N с 1 октября 1994 года и находится в сельской местности на территории "данные изъяты" СП Ломоносовского района Ленинградской области (л.д.16-18).
Представленные истцом в обоснование заявленных требований трудовая книжка серия "данные изъяты" N, заполненная 24 марта 1981 года на имя Шуваловой Г.В. (до брака - Лабошкиной), и трудовой договор от 25 апреля 2014 года указывают на то, что Шувалова Г.В. с 1 ноября 1995 года состоит в трудовых отношениях с войсковой частью N изначально в должности лаборанта, впоследствии - в должности медицинской сестры (л.д.22-24, 26-28).
Ссылаясь на данные обстоятельства, Шувалова Г.В. обратилась к командиру войсковой части N с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1.200 рублей с 1 января 2014 года. Между тем, письмом командира войсковой части N от 5 марта 2014 года N отказано в предоставлении Шуваловой Г.В. указанной льготы со ссылкой на указания начальника Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК и телеграмму заместителя Минобороны России от 13 июня 2013 года N 180/7/6811, поскольку медицинский пункт войсковой части N не является федеральным государственным учреждением (л.д.20).
Рассматривая и разрешая заявленное Шуваловой Г.В. требование о признании права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд первой инстанции в контексте правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу социальной поддержки медицинских работников сельской местности, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления Шуваловой Г.В. судебной защиты в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, соглашаясь с обоснованностью указанного вывода суда первой инстанции, отмечает, что пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Так, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1.200 рублей.
В этой связи надлежит также учесть, что из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 и пункта 1 Порядка осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1556ан, Министерства финансов Российской Федерации N 174н от 16 декабря 2011 года, следует, что предусмотренные данными нормативными актами меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат по оплате жилья, отопления и освещения установлены для медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занимающих должности в федеральных государственных учреждениях.
Коль скоро Шувалова Г.В. работает в войсковой части N, являющейся государственным учреждением, и заработная плата выплачивается за счет средств федерального бюджета, то она (Шувалова Г.В.) относится к категории медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и занимающих должность в федеральном государственном учреждении, подведомственном федеральному органу исполнительной власти, которым в силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России. В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения, которая должна производиться на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, удовлетворив требование Шуваловой Г.В. о признании права на ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1.200 рублей, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и постановил решение, отвечающее положениям пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", пункта 1 Порядка осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1556ан, Министерства финансов РФ N 174н от 16 декабря 2011 года, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы. не содержат правовых оснований к отмене решения суда в обжалуемой части, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 распространяются только на медицинских работников федеральных учреждений государственной системы здравоохранения, не является основанием для частичного судебного вмешательства в судебный акт, поскольку основан на неправильном толковании закона. - Согласно пункту 1 данного Постановления основаниями для установления соответствующей меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, является их проживание и работа по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), нахождение в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, тогда как указание на отнесение государственного учреждения к медицинским организациям государственной системы здравоохранения в данном нормативно-правовом акте отсутствует.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы относительно отсутствия у медицинского пункта, где работает Шувалова Г.В., статуса юридического лица, поскольку указанное обстоятельство не может являться препятствием к предоставлению заявителю причитающихся ей социальных льгот при наличии оснований к сохранению права на получение социальных выплат.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены и изменения правильной по существу обжалуемой части решения суда, апелляционная жалоба начальника Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК Ракович Е.А. не содержит.
При рассмотрении и разрешении апелляционной жалобы начальника Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК Ракович Е.А. суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что пунктом 14 Положения о федеральном казенном учреждении "УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК", утвержденном 18 сентября 2011 года Министром обороны Российской Федерации, предусмотрено, что Учреждение имеет филиалы, при этом филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все функции или их часть. Филиал действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения о филиале, утвержденном руководителем Учреждения. Учреждение, в частности, имеет Филиал N 1, место нахождения - "адрес" (л.д.126).
Вместе с тем согласно абзацу 5 пункта 2 Положения о Филиале N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК, утвержденного 1 февраля 2012 года руководителем УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК, Филиал действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения о Филиале, утверждаемого федеральным казенным учреждением N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК (л.д.115).
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 13 этого же Положения Филиал имеет право заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договора, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах в доведенных Филиалу лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Тогда как в силу абзаца 2 пункта 14 Положения Филиал обязан обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату личному составу денежного довольствия (заработной платы) и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, безопасные условия труда, меры социальной защиты своего личного состава (л.д.119).
В контексте приведенных локальных нормативно-правовых актов, а также с учетом наличия у Филиала N 1 УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК и его руководителя полномочий на представление интересов юридического лица УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК, возложение обязанности перед Шуваловой Г.В. именно на филиал находится в правовом поле.
Руководствуясь абзацем 1 части 1 и абзацем 1 части 2 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, частью 1 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия Ракович Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Иванова И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.