Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Кузьменка А.В., Плужникова Н.П.,
при секретаре Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск ПТН удовлетворен.
Признано за ПТН право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру N, расположенную по адресу: г. Новосибирск, Территория военного городка дом N, общей площадью 61,7 кв.м., в порядке приватизации.
Прекращено право собственности Российской Федерации на жилое помещение - квартиру N, расположенную по адресу: г. Новосибирск, Территория военного городка, дом N, общей площадью 61,7 кв.м.
Прекращено право оперативного управления Государственного учреждения Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть на жилое помещение - квартиру N, расположенную по адресу: г. Новосибирск, Территория военного городка дом N общей площадью 61,7 кв.м.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения представителя ПТН БИМ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПТН обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указала, что на основании решения Центрального РИКа от ДД.ММ.ГГГГ ее супругу на семью, состоящую из 4 человек Исполнительным комитетом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся г.Новосибирска выдан ордер N от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру N, расположенную по адресу: г.Новосибирск, "адрес", "адрес". Правообладателем
квартиры является ГУ Новосибирская КЭЧ. Приказом Министерства обороны РФ от 17.12.2010г. N "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" правопреемником ГУ Новосибирской КЭЧ является ФГКУ "Центррегионжилье". Вселившись в установленном порядке в указанную квартиру, она обратилась с письмом во 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье", однако получила отказ, в связи с тем, что признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. Ранее она не использовала право на приватизацию.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просила признать за ней право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", в порядке приватизации; просила прекратить право собственности Российской Федерации и оперативное управление ГУ Новосибирской квартирно-эксплуатационная часть на данное жилое помещение.
Судом постановлено вышеуказанное решение суда, с которым не согласен представитель ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что спорное жилое помещение, было предоставлено ПОБ на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ на время исполнения должностных обязанностей.
Ссылаясь на ст. 93 ЖК РФ, считает, что если помещение предоставлено на время исполнения трудовых обязанностей, то по окончанию трудовых отношений работник не имеет никаких прав на жилое помещение, тем более требовать признания права собственности на объект.
Кроме того, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поскольку в соответствии со ст. 49, ст. 296 ГК РФ, жилищный фонд Вооружённых Сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации.
Автор апелляционной жалобы, ссылаясь на ч. 1 ст. 125 ГК РФ, Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", полагает, что Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти, а также уполномоченным, федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Обращает внимание на то, что судом не исследовано такое обстоятельство, как наличие или отсутствие трудовых отношений ПОБ (главного нанимателя спорного жилого помещения) с Министерством обороны Российской Федерации, так как жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным ? по избранному месту жительства) военнослужащих.
Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
С учетом положений, предусмотренных ст.ст. 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации, а также, в соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно ст.ст. 35 и 40 Конституции РФ, право на жилище - гарантированная законом возможность приобретения гражданином жилища по тем или иным основаниям и стабильного пользования им в условиях свободы выбора места жительства и цивилизованной среды обитания при обеспечении государством гарантии неприкосновенности жилища и недопущения произвольного его лишения, а также устанавливающих, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ.
Согласно подпункту "о" пункта 2 указанного Постановления именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.
Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Как следует из подпункта 43 пункта 7 указанного Положения, Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно подпункту 68 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.
В силу подпункта 1 пункта 8 указанного Положения Министерство обороны РФ в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно подпункту 9 пункта 10 указанного Положения Министр обороны РФ также имеет право издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из анализа вышеприведенных норм суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения (заключение договоров социального найма).
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен таким нормативным актом, а именно Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ".
Судом установлено, что ГУ Новосибирская КЭЧ прекратило деятельность юридического лица. Ранее указанное учреждение наделялось полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, в соответствие с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Приказом Министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ г., уполномоченным органом по реализации в Вооруженных Силах РФ обеспечения жильем военнослужащих стало являться ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительным комитетом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся был выдан ордер N ПАБ на право занятия двухкомнатной "адрес" "адрес" в "адрес", на состав семьи, состоящей из четырех человек, в том числе ПТН (жена) - истица по делу, ПАА (сын) и ПАА (сын) (л.д.9).
Как усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ. истец ПТН, а также ПАБ с ДД.ММ.ГГГГ., ПАА с ДД.ММ.ГГГГ., ПАА с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированы в указанной квартире по настоящее время, согласно выписке из домовой книги (л.д. 19).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истица с семьей были вселены в спорную квартиру на законных основаниях, проживали и продолжают проживать в ней.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были проверены доводы представителя ФГКУ "СибТУИО" Минобороны РФ о не предоставлении истицей доказательств нуждаемости в обеспечении постоянным жилым помещением и правомерно признаны несостоятельными, поскольку нуждаемость семьи истицы проверялась при предоставлении данного жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд не принял возражения представителя ФГКУ "СибТУИО" Минобороны РФ в части того, что у истицы в собственности имелось или имеется иное недвижимое имущество.
Как следует из выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10) право оперативного управления на "адрес" "адрес" "адрес" зарегистрировано за Государственным учреждением Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008г. N84-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
По вышеуказанным основаниям суд первой инстанции правомерно не согласился с возражениями представителя ответчика ФГКУ "СибТУИО" Минобороны РФ.
Из материалов дела следует, что обращения истца в ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения оставлены без удовлетворения (л.д.11).
Согласно техническому паспорту помещения, составленному Новосибирским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., "адрес" "адрес" "адрес" имеет общую площадь 61,7 кв.м., жилую площадь 32,8 кв.м., вспомогательную - 28,9 кв.м, (л.д.17-18). Надлежащих доказательств того, что квартира является служебной, ответчиками не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истица пользуется спорным жилым помещением - квартирой "адрес" "адрес" "адрес" в "адрес" фактически на условиях договора социального найма жилого помещения.
Из материалов дела следует, что истец с начала приватизации в Российской Федерации на территории г. Новосибирска, Новосибирской области и в других субъектах РФ право на приватизацию не использовала (л.д.12-13).
Также судом установлено, что ПАБ ПАА, ПАА дали свое согласие на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: "адрес" городка, "адрес" без их участия и без включения в число собственников (л.д.14-16), каких-либо возражений суду не предоставили.
Учитывая изложенное, на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", "Положения о приватизации жилищного фонда в Новосибирской области", суд обоснованно признал за истицей право собственности на "адрес" в порядке приватизации. Постанавливая решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным доказательствам по делу и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, противоречат материалам дела, фактическим обстоятельствам дела, и сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.