Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Верхотуровой И.В., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замкина А. А., Замкиной А. Ф. к министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя министерства обороны РФ Трофимовой А.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 02 июня 2015 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения представителя истцов Глушаковой Е.С., представителя ФГКУ "ДТУИО" МО РФ Быкова А.С.судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Замкин А.А., Замкина А.Ф. обратились в суд с иском министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части N N от 19.07.2004 года квартира N в д. N по "адрес" была предоставлена Замкину А.А. по договору социального найма N от 03.03.2009 года, однако, реализовать свое право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют в связи с отказом Минобороны России дать согласие на приватизацию спорного жилого помещения. Просили суд признать за ними право собственности на жилое помещение квартиру N д. N по "адрес" в порядке приватизации.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 02 июня 2015 года иск Замкина А.А., Замкиной А.Ф. удовлетворен.
За Замкиным А.А., Замкиной А.Ф. признано право собственности на жилое помещение квартиру N д. N по "адрес" по "данные изъяты" доли за каждым.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - министерства обороны РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы указано, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоящим на соответствующем учете. Доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих, что истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий суду не представлено. Полагает, что судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Возражений на жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы, представитель министерства обороны РФ, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили.
На основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов, просившую решение суда оставить без изменения, представителя третьего лица, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу п.п. 1, 2 п/п "б, к" Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Замкину А.А., как военнослужащему на основании решения жилищной комиссии N от 19.07.2004 г. была предоставлена квартира N в д. N по "адрес". 03.03.2009 между Хабаровской КЭЧ МО РФ, действующей от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, и Замкиным А.А. заключен договор социального найма N, по условиям которого истцу предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в жилом фонде министерства обороны РФ по "адрес".
Из материалов дела следует, что истец является военнослужащим, выслуга лет в Вооруженных Силах РФ по состоянию на 27 мая 2015 года составляет: календарная - 29 лет 09 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 54 года 09 месяцев 29 дней.
В спорную квартиру истец с членами семьи вселился с разрешения войсковой части N, что подтверждается договором социального найма жилого помещения.
Как следует из справки от 27.05.2015 года N, на основании директивы министерства обороны РФ от 18.07.2010 года N, директивы Генерального штаба ВС РФ от 19.07.2010 года N и директивы Главного штаба ВВС от. 2010 года N войсковая часть N расформирована, правопреемником войсковой части N является войсковая часть N. Как следует из справки от 27.05.2015 года N, на основании директивы Генерального штаба ВС РФ от 19.11.2013 года N, приказа Командующего войсками 3 командования ВВС и ПВО от 11.11.2013 года N войсковая часть N расформирована. Правопреемником войсковой части N является войсковая часть N.
Материалами дела подтверждается, что истцы иного жилья в собственности не имеют, ранее право приватизации жилого помещения не использовали.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Правоотношения, возникающие по передаче жилых помещений в собственность граждан регламентируются специальным законом N 1541-1 от 04.07.1991г. "О приватизации жилищного фонда в РФ", в силу ст. 6 которого, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.
В соответствии со ст. 1,2,7,8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их.
Согласно ст.11 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальной жилищном фонде социального использования один раз. Такое право полностью соответствует ст.7 Конституции РФ, по которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Исходя из смысла приведенных норм права следует, что бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающего в квартире на основании договора социального найма, и волеизъявление собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления - не требуется.
При этом, из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, пришел к правильному выводу, что спорное жилое помещение к категории служебных жилых помещений не относится, в государственном реестре в качестве служебного не зарегистрировано и было предоставлено Замкину А.А. и членам его семьи, как нуждающимся в жилом помещении, истцы вселены в спорное жилое помещение на законном основании, с соблюдением установленного порядка, как нуждающиеся в жилом помещении, ранее в приватизации жилого помещения не участвовали, соответственно в силу ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", имеют право на приобретение данного жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку фактически проживают в спорном жилом помещении по договору социального найма, и суд обоснованно признал за ними право собственности на это жилое помещение в равных долях.
Выводы суда мотивированы, соответствуют, установленным в судебном заседании обстоятельствам и требованиям закона, и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судебной коллегией.
Истцы не могут воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им федеральным законом, ст. 35 Конституции РФ правом приобрести спорную квартиру в собственность в порядке ее приватизации, в связи с отсутствием механизма по реализации указанного права, поскольку механизм осуществления указанных в Постановлении Правительства РФ N 153 полномочий, до настоящего времени не разработан.
Таким образом, учитывая, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве служебного не зарегистрировано, истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, вселены в него на законных основаниях, соответственно правовых оснований для отказа в приватизации жилого помещения не имелось, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 02 июня 2015 года Замкина А. А., Замкиной А. Ф. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика министерства обороны РФ Трофимовой А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи И.В. Верхотурова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.