Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Веретенникова Н.Н.
членов президиума: Сосновского А.А., Мироновой Л.Ю.,
Нем В.А., Пилипчук С.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании материал по иску Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" к Евдокимову Д. С. о взыскании денежных средств по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" на определение мирового судьи судебного участка N 35 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 февраля 2015 года и апелляционное определение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Матухно Л.В., президиум Хабаровского краевого суда,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" обратилось в суд с иском к Евдокимову Д.С. о взыскании денежных средств в сумме "данные изъяты"., незаконно полученных ответчиком в качестве пособия по безработице.
Определением судьи судебного участка N 35 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 февраля 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 апреля 2015 года, исковое заявление оставлено без движения.
В кассационной жалобе КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре поставлен вопрос об отмене судебных постановлений.
По запросу судьи от 02 июля 2015 года материал по данному иску истребован в Хабаровский краевой суд для проверки в кассационном порядке и определением судьи Хабаровского краевого суда от 27 июля 2015 года передан с кассационной жалобой для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения материала по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре", в судебное заседание президиума Хабаровского краевого суда не явились. На основании ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Хабаровского краевого суда полагает возможным рассмотрение материала в их отсутствие.
Проверив материал, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Хабаровского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При разрешении вопроса о принятии искового заявления к производству мировым судьей, были допущены такого характера существенные нарушения.
Оставляя исковое заявление без движения на основании части 1 статьи 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья исходил из того, что истцом не уплачена государственная пошлина, отсутствуют предусмотренные подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации основания для освобождения КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" от уплаты государственной пошлины.
С определением мирового судьи об оставлении искового заявления без движения ввиду неуплаты государственной пошлины согласился суд апелляционной инстанции.
Президиум Хабаровского краевого суда находит приведенные выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты госпошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Исходя из толкования данного понятия, следует, что Кодекс определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 434 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2012 N 611, от 30.07.2014 N 726) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением о Комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.05.2011 N 147-пр (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 05.07.2013 N 182-пр), комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Хабаровского края (далее также - край), осуществляющим государственные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и края к полномочиям органов исполнительной власти края в области содействия занятости населения, содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, оплаты труда работников органов государственной власти края и работников государственных учреждений края, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений на территории края.
Комитет входит в структуру органов исполнительной власти края и осуществляет свою деятельность непосредственно и через краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения Хабаровского края (далее - Центры занятости) и иные подведомственные краевые государственные учреждения во взаимодействии с федеральными и краевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" по существу является территориальным органом Комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края, через которое орган исполнительной власти Хабаровского края осуществляет государственные полномочия в области занятости и содействия занятости населения.
Президиум Хабаровского краевого суда находит вывод мирового судьи и суда апелляционной инстанции о том, что на Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" не распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ошибочным, а определение мирового судьи судебного участка N 35 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 февраля 2015 года и апелляционное определение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 апреля 2015 года признает незаконными, принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" удовлетворить,
определение мирового судьи судебного участка N 35 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 февраля 2015 года и апелляционное определение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 апреля 2015 года отменить, направить материал по иску Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" к Евдокимову Д. С. о взыскании денежных средств в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству суда.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.