Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О. В.,
судей Куловой Г. Р.,
Латыповой З. Г.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю. Ю.,
при секретаре Папикян Г. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тумаковой С. Т., действующей в интересах Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 06 мая 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, Благовещенский район, с. Верхний Изяк, улица Школьная, 16, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан установить технические средства охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, Благовещенский район, с. Верхний Изяк, улица Школьная, 16, в течение трёх месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее - МОБУ СОШ с. В. Изяк) об обязании установить технические средства охраны: системы телевидеонаблюдения и сигнализации в здании - МОБУ СОШ с. В. Изяк, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, Благовещенский район, с. В. Изяк, улица Школьная, 16. В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что здание МОБУ СОШ с. В. Изяк не оснащено техническими средствами охраны. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних обучающихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровью, закреплённые в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актах.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит представитель Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумакова С. Т. по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с указанием на то, что конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" не указаны. Кроме того, ни Закон "О противодействии терроризму", ни Закон "Об образовании", и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагают каких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организации охраны в муниципальных образовательных учреждениях на органы местного самоуправления. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными актами. Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объём выделяемых из местных бюджетов средств.
Податель апелляционной жалобы - представитель Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, а также представитель МОБУ СОШ с. В. Изяк, извещённые о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явились, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения и сигнализации. В свою очередь, финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления.
Пункт 2 часть 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года
N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года
N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из материалов дела следует, что Благовещенским межрайонным прокурором Республики Башкортостан проведена проверка исполнения МОБУ СОШ с. В. Изяк законодательства по антитеррористической защищённости указанного образовательного учреждения.
В ходе проверки установлено, что учреждение не оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют система видеонаблюдения и система охранной сигнализации.
Поскольку МОБУ СОШ с. В. Изяк является образовательным учреждением, однако, в нём отсутствует система видеонаблюдения и сигнализации, суд пришёл к правильному выводу о понуждении ответчика установить соответствующее оборудование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от
06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделён полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации
05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Из приведённых норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения и сигнализации.
Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
В том числе, вопреки доводам подателя жалобы, выполнение ответчиками обязанности по оборудованию здания МОБУ СОШ с. В. Изяк системой видеонаблюдения и охранной сигнализации направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда основано на нормативно-правовых актах, содержащих общие понятия относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения и сигнализации, необоснован. Приведённые правовые нормы содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от
06 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тумаковой С. Т., действующей в интересах Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, - без удовлетворения.
Председательствующий О. В. Алексеенко
Судьи Г. Р. Кулова
З. Г. Латыпова
Справка: федеральный судья Денисова Е. Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.