Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шурыгиной Л.Г.,
судей
Захаровой О.А.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Л., Ц. о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области в принятии заявлений о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области
на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 12 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области Медведева А.Б., представителя заявителя Ли Чжи Моисеевой О.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л., Ц., являясь гражданами Китая, обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области (далее - УФМС России по Свердловской области) в принятии заявлений о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указали, что 17 и 28 апреля 2015 года они обращались в территориальный отдел УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга за оформлением разрешения на право проживания в Российской Федерации. В принятии документов им было отказано, с указанием на приостановление записи на прием с такими заявлениями до особого распоряжения УФМС России по Свердловской области. Данный отказ заявители считают незаконным, так как Административный регламент по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 214, не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении указанной государственной услуги.
12 мая 2015 года Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга постановлено решение, которым заявление Л., Ц. удовлетворено, отказ УФМС России по Свердловской области в принятии их заявлений о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации признан незаконным.
Не согласившись с решением суда, представитель заинтересованного лица в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что в соответствии с распоряжением начальника УФМС России по Свердловской области Прибавкина В.В. от 10 марта 2014 года N 4/24004 территориальные структурные подразделения УФМС России по Свердловской области не осуществляют прием заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, а ведут консультирование иностранных граждан по данным вопросам для их дальнейшей записи на прием для подачи таких заявлений. Отказ в принятии заявлений о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не противоречит Административному регламенту предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не нарушает каких-либо прав заявителей и по той причине, что фактически указанные лица с заявлениями о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации в установленном порядке не обращались.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС России по Свердловской области Медведев А.Б. доводы апелляционной жалобы поддержал, указал, что организация работы в территориальных структурных подразделениях миграционной службы возложена на начальника Управления, который вправе устанавливать особый режим работы.
Представитель заявителя Л. Моисеева О.Л. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, настаивала на законности постановленного судом решения.
Заявители Л., Ц. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167 ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ч. 1).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (ч. 2).
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ч. 4).
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8).
Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 214 утвержден Административный регламент предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Пунктом 13 Административного регламента установлено, что указанная государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.
В соответствии с п. 54 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения N 3 или N 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела.
Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.
Отделение УФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга является структурным подразделением территориального органа ФМС Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ( / / ) заявители обратились в Отделение УФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга по вопросу подачи заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, на что сотрудником в устной форме им было сообщено, что запись на прием с заявлениями приостановлена и не производится до особого распоряжения УФМС России по Свердловской области, в подтверждение чего на информационном стенде в Отделении размещено соответствующее объявление. 28 апреля 2015 года заявители повторно обратились в Отделение миграционной службы по тому же вопросу, однако получили аналогичный ответ о приостановлении деятельности по приему заявлений до особого распоряжения руководства службы.
Полагая, что в приеме заявлений отказано неправомерно, Л., Ц. обратились в суд с настоящими требованиями, при удовлетворении которых суд исходил из того, что отказ заинтересованного лица не основан на законе.
В соответствии с установленным заинтересованным лицом порядком рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, согласно которому специалист структурного подразделения проверяет заявление и представленные к нему документы на соответствие требованиям Регламента и производит предварительную запись на прием в УФМС России по Свердловской области по телефону, заявители в период проживания в Российской Федерации на основании визы обратились в территориальное структурное подразделение миграционной службы с соответствующими заявлениями, приложив к ним копии паспортов с переводом на русский язык, копии миграционных карт, копии уведомлений о прибытии, фотографии.
При этом, в силу вышеуказанного порядка рассмотрения заявлений, возможность прямого обращения в УФМС России по Свердловской области у заявителей отсутствовала.
При обращении Л., Ц. в отдел УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга в целях получения разрешения на временное проживание квота на выдачу иностранным гражданам указанных разрешений не была исчерпанной, что не оспаривается заинтересованным лицом.
Отказ заинтересованного лица в приеме заявителей в целях подачи ими заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, основанный на устном распоряжении руководителя территориального органа ФМС России о приостановлении такого приема в связи с повышенной нагрузкой на антикоррупционный отдел УФМС России по Свердловской области, осуществляющий прием указанных заявлений, не основан на Административном регламенте, п. 34 которого, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги.
Приостановление предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации законодательством Российской Федерации не предусмотрено (п. 35 Административного регламента).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности доводов заявителей о создании заинтересованным лицом препятствий в реализации их права на подачу заявлении о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
По указанным основаниям судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о законности приостановления деятельности в связи с особым режимом работы территориальных структурных подразделений миграционной службы в соответствии с внутренним распоряжением руководства УФМС России по Свердловской области несостоятельными, не опровергающими вышеуказанные выводы суда.
Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по причине того, что заявители не обращались в УФМС России по Свердловской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку для того, чтобы реализовать свое право на обращение в уполномоченный орган с указанными заявлениями, заявителям необходимо было в установленном УФМС России по Свердловской области порядке обратиться в территориальный отдел заинтересованного лица для консультации и предварительной записи на прием в УФМС России по Свердловской области, в чем им и было отказано.
При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица УФМС России по Свердловской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федерального миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г. Шурыгина
Судьи
О.А. Захарова
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.