Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Игнатьева В.П.,
Морозовой С.Б.,,
при секретаре судебного заседания ( / / ), рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Деменьшиной к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому о признании её гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, и возложении обязанности по выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе истца Деменьшиной на решение Полевского городского суда Свердловской области от 31.03.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Деменьшина С.А. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому (далее по тексту - Управление социальной политики) о признании её гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и возложении обязанности по выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ее супруг ( / / ) проходил военную службу по контракту в войсковой части ( / / ) в г. Узин Киевской области с ( / / ) по ( / / ), она проживала совместно с супругом. Авария на Чернобыльской АЭС произошла 26.04.1986, и первоначально г. Узин был отнесен к 4 зоне - зоне усиленного радиоэкологического контроля с уровнем цезия - 137 от 5 до 10 ки/кв. км, то есть к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. После распада СССР супруг был вынужден уволиться со службы и выехать из Украины в сентябре 1992 года. На дату выезда с территории Украины удостоверения не выдавались, факт проживания в указанный период времени в г. Узин подтвержден справкой о составе семьи и справкой о прохождении военной службы по контракту. В силу положений Закона она является гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, и на нее распространяется действие Закона как на граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение. Считает, что имеет право на выдачу удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Управлением социальной политики нарушены ее права и законные интересы.
Истец просила признать её гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которую распространяется действие Закона как на граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение, и возложить на ответчика обязанность по выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец поддержала доводы заявления и исковые требования, пояснила, что граждане, проживающие вместе с ней в г. Узин имеют соответствующие удостоверения. С момента несения службы супругом, они проживали в г. Узин. Полагает, что она имеет право на льготы как гражданин, постоянно проживающий на территории зоны проживания с правом на отселение, и ей полагается удостоверение установленного образца. В выданной справке указан уровень загрязнения почвы цезием, который соответствует уровню загрязнения для зоны проживания с правом на отселение.
Представитель ответчика Лущинская Н.С. заявленные требования не признала, поддержав доводы отзыва, суду пояснила, что все документы, представленные заявителем, направлялись в Министерство социальной политики Свердловской области и были возвращены. Истцу было отказано в выдаче удостоверения, так как такой зоны, которая указана в справке истца, не имеется. Город Узин не относился к территории с правом на отселение.
Представитель третьего лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области Кашина А.Г. с заявленными требованиями согласилась, суду пояснила, что зона усиленного радиологического контроля относится к зоне проживания с правом на отселение. Именно размеры загрязнения почвы цезием могут свидетельствовать о нахождении гражданина в определенной зоне. Выданное удостоверение подтвердит право истца на получение пенсии.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 31.03.2015 в удовлетворении исковых требований Деменьшиной С.А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому о признании её гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы по п. 8 ст. 13 Закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и возложении обязанности по выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец в апелляционной жалобе указывает на нарушение норм материального права. Просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней проверив в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон).
На основании пунктов 8, 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, относятся к категории граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и на них распространяется действие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.
В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 11.04.2006 N 228/271/63н, устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Удостоверение выдается: гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 10 Закона зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
В статье 11 Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 N 1582 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Город Узин в данном Перечне не поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Вместе с тем, в силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно законодательству Украины, территория, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны: зона отчуждения; зона безусловного (обязательного) отселения; зона гарантированного добровольного отселения; зона усиленного радиоэкологического контроля - это зона с плотностью загрязненности почвы сверх до аварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 ки/км2, или стронция от 0.02 до 0.15 ки/км2, или плутония от 0.005 до 0.01 ки/км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5 мЗв (0,05 бэр) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период.
Таким образом, приведенные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону усиленного радиоэкологического контроля (категория 4) по законодательству Украины с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ( / / ) проходил военную службу по контракту в войсковой части ( / / ) г. Узин Киевской области с ( / / ) по ( / / ), вместе с ним проживали супруга Деменьшина С.А. и дочери, что подтверждается справкой начальника отдела военного комиссариата ( / / ) по городу Полевскому. Указанный период прохождения службы в данном населенном пункте подтвержден военным билетом на имя ( / / ).
Из справки, выданной Узинским городским Советом народных депутатов 23.09.1992, усматривается, что ( / / ) и его семья с 1986 по дату выдачи справки проживали в г. Узин Киевской области Белоцерковского района, который относится к 4 зоне, зоне усиленного радиоэкологического контроля, уровень радиоактивного загрязнения изотопами цезия от 5 до 10 ки/кв. км.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 N 106, распоряжением Кабинета Министров Украины от 12.01.1993 N 17-р и от 27.01.1995 N 37-р г. Узин Белоцерковского района Киевской области отнесен к зоне усиленного радиологического контроля. Данная зона никогда не относилась к зоне гарантированного добровольного отселения.
Как указано выше, зона усиленного радиоэкологического контроля по законодательству Украины соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленной Законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено, что Деменьшина С.А. в период с 04.02.1986 по 16.09.1992 проживала в г. Узин Белоцерковского района Киевской области, отнесенному к 4 зоне усиленного радиологического контроля.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм и исходя из того, что зона усиленного радиоэкологического контроля по законодательству Украины соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленной Законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании истца гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которую распространяется действие Закона как на граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение, и возложении обязанности по выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует отказать.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права. Доводы истца являлись предметом рассмотрения в суде, были исследованы судом и обоснованно подвергнуты критической оценке, результаты которой подробно изложены в постановленном решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешён верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену постановленного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 31.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Деменьшиной - без удовлетворения.
Председательствующий:
Т.И. Ковалева
Судьи
В.П. Игнатьев
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.