Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.,
судей Галенко В.А., Бузыновской Е.А.,
при секретаре Гладких Ю.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бомко Е. В. к Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Бомко Е.В. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 15 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения представителя истца Смальцер Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бомко Е.В. обратилась в суд с иском к ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что с 01 апреля 2005 года по настоящее время работает в территориальном отделении филиала ФГУП ВГТРК ГТРК "данные изъяты" в "адрес" в должности "данные изъяты". В ноябре 2014 года ей не было выплачено агентское вознаграждение за привлечение внебюджетных доходов в размере 5% от суммы найденной рекламы, а также за работу в составе творческой группы по изготовлению заказных передач, предусмотренное Положением о вознаграждении за привлечение внебюджетных доходов, утвержденным руководителем территориального отделения. В октябре 2014 года полностью была лишена доплаты за напряженный труд, предусмотренной Положением о стимулирующих выплатах. В ноябре и декабре 2014 года данная доплата составила "данные изъяты". В итоге, получаемая ею заработная плата была снижена более чем на 30%. Действиями руководства ей были причинены нравственные страдания.
С учетом уточненных в ходе рассмотрения дела исковых требований просила суд взыскать с ответчика суммы недополученной заработной платы в виде стимулирующей надбавки, надбавки за напряженный труд с учетом северного коэффициента и процентной надбавки в размере "данные изъяты" за октябрь 2014 года, в размере "данные изъяты" за ноябрь 2014 года, в размере "данные изъяты" за декабрь 2014 года, в размере "данные изъяты" за февраль 2015 года, в размере "данные изъяты" за март 2015 года, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты"
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 15 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Бомко Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, Бомко Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с Положением стимулирующие надбавки являются формой материального стимулирования эффективного и качественного труда, они включены в состав заработной платы и выплачиваются ежемесячно. За ноябрь 2014 года первоначально работодателем была установлена стимулирующая надбавка, однако впоследствии снижена по причине того, что она (Бомко Е.В.) находилась за штатом территориального отделения и не исполняла обязанности "данные изъяты". Вместе с тем, доказательств, обосновывающих снижение размера надбавки, ответчиком не представлено. Полагает незаконным лишение надбавки за напряженность за октябрь 2014 года и существенное снижение надбавки за напряженность за ноябрь и декабрь 2014 года. Полагает, что суд не дал оценки заявленным требованиям в части недополученной заработной платы, рассчитанной без учета районного коэффициента и процентной надбавки.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявление благодарности, выплата премии, награждение ценным подарком и т.д.).
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора N от 01 апреля 2005 года истица состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности "данные изъяты" с 01 апреля 2015 года.
Ей установлен должностной оклад в размере "данные изъяты", а также надбавки к должностному (месячному) окладу стимулирующего характера на условиях и в порядке, предусмотренных Положением об оплате труда работников ВГТРК и иными локальными нормативными актами предприятия.
Соглашением N от 10 октября 2008 года о внесении изменений в трудовой договор N от 01 апреля 2005 года, Бомко Е.В. с 13 октября 2008 года переведена на должность "данные изъяты" с окладом в размере "данные изъяты".
Согласно приказам о доплатах к заработной плате, расчетным листкам, Бомко Е.В. установлены доплаты стимулирующего характера за профессиональное мастерство, напряженный и результативный труд за ноябрь, декабрь 2014 года - "данные изъяты", за октябрь 2014 года - не установлена, за январь 2015 года - не установлена в связи с нахождением в отпуске, за февраль 2015 года - "данные изъяты", за март 2015 года - "данные изъяты".
Приказом "данные изъяты" от 06 апреля 2015 года Бомко Е.В. уволена по сокращению штата сотрудников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
В целях усиления материальной заинтересованности работников ФГУП "ВГТРК" в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, улучшения качества выполняемых работ и увеличения вклада в повышении эффективности деятельности компании и повышении ее конкурентоспособности, приказом ФГУП "ВГТРК" N от 27 декабря 2006 года утверждено Положение о стимулирующих надбавках к должностным окладам работников ФГУП "ВГТРК".
Согласно п. 1 Положения работникам головного предприятия, филиалов и представительств ВГТРК установлены следующие виды стимулирующих выплат: за профессиональное мастерство, за напряженный труд и за результативность труда.
Согласно п.п. 5-6 Положения, выплачиваемые надбавки являются формой материального стимулирования эффективного и качественного труда конкретного вклада работника в результаты деятельности головного предприятия, филиала, представительства, надбавки устанавливаются ежемесячно к должностному окладу за фактически отработанное время.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь, ст.ст. 2, 21, 22, 129, 132, 135, 136, 140, 191 Трудового кодекса РФ, Положением об оплате труда работников ФГУП "ВГТРК", Положением о стимулирующих надбавках к должностным окладам работников ФГУП "ВГТРК", с учетом установленных обстоятельств дела, пришел к правомерному выводу о том, что установление истцу стимулирующих выплат за профессиональное мастерство, за напряженный труд и за результативность труда являются правом работодателя, а не обязанностью. Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, устанавливающие порядок начисления стимулирующих выплат.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с размером выплаченных стимулирующих надбавок, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку выплата истцу стимулирующих надбавок в меньшем размере не нарушает ее права на гарантированное вознаграждение за труд.
В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях, не ограничены законодательно максимальным или минимальным размером. Поэтому определение условий, оснований, порядка выплаты стимулирующих начислений и надбавок, а также их размера относится к компетенции работодателя.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда направлены на иную оценку представленных доказательств. Между тем судом дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, а также доводам истца в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 15 мая 2015 года по исковому заявлению Бомко Е. В. к Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу Бомко Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Н.В. Пестова
Судьи В.А. Галенко
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.