Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
с участием прокурора
Тимуш А.В.
при секретаре
Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу К.О.А. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года по гражданскому делу N 2-735/2015 по заявлению К.О.А. об отмене решения участковой избирательной комиссии муниципального образования Владимирский округ об итогах голосования,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заинтересованных лиц - избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ", участковой избирательной комиссии N2181 - Д.И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.О.А. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт - Петербурга с заявлением, в котором просила признать недействительным список избирателей участковой избирательной комиссии N 2181 (далее - УИК) в части включения в него военнослужащих, фактически не проживающих на территории избирательного участка N 2181, а также отменить решение УИК многомандатного избирательного округа N230 по выборам депутатов Муниципального Совета муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" пятого созыва.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года К.О.А. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе заявитель просит состоявшееся решение суда по делу отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель К.О.А. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие, с учетом тех обстоятельств, что мотивы несогласия с решением суда подробно изложены в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя УИК, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "дата" состоялись выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" пятого созыва.
К.О.А. принимала участие в указанных выборах в качестве избирателя на территории избирательного участка N 2181 многомандатного избирательного округа N230 по выборам депутатов Муниципального Совета муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" пятого созыва.
Решениями N ... , N ... от "дата" Избирательной комиссией Муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" утвержден протокол об итогах голосования по многомандатному избирательному округу N230, выборы прошедшие "дата" признаны состоявшимися и действительными.
Вместе с тем, полагая, что проведенные выборы прошли с нарушениями действующего законодательства, К.О.А. ссылалась на то, что при подведении итогов муниципальных выборов поименованной избирательной комиссией допущены такие нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан, поскольку в них приняли участие военнослужащие - офицеры, зарегистрированные по адресам "адрес", но не проживающие постоянно на данной территории.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что поскольку военнослужащие, проходящие службу по контракту, обладают активным избирательным правом, и уполномоченным лицом по формированию списков избирателей-военнослужащих является командир воинской части, где указанные избиратели зарегистрированы по месту жительства, то отсутствуют основания для признания незаконными списков избирателей и в отмене по указанному заявителем основанию решения УИК об итогах голосования.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 2 статьи 3, пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", постановлены с учетом Методических рекомендаций по составлению и использованию части списка избирателей, содержащего сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга, утвержденных решением Санкт - Петербургской избирательной комиссии от 08 июля 2017 года N 62-9, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
По смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд, как орган правосудия, призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены в пунктах 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Указывая на нарушения избирательной комиссией, допущенные при учете воли избирателей, принявших участие в голосовании, заявитель не представила суду бесспорных доказательств искажения такой воли. Напротив, заявитель не оспаривает протокол избирательной комиссии, произведенный подсчет голосов, а также ход проведения самих выборов.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" активным избирательным правом обладают также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа).
Согласно части 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" в целях реализации прав избирателей избирательной комиссией муниципального образования составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 указанной статьи основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, - факт временного пребывания на территории этого участка. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
При этом пунктом 5 данной статьи установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах.Согласно пункту 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет руководитель уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга территориального органа исполнительной власти Санкт-Петербурга. Сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным должностным лицом в избирательную комиссию муниципального образования сразу после назначения дня голосования.
Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями закреплено за военнослужащими статьей 9 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.
Вместе с тем, вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.
Таким образом, поскольку порядок по составлению и использованию части списка избирателей, содержащего сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга, установленный Методическими рекомендациями, утвержденными решением Санкт - Петербургской избирательной комиссии от 08 июля 2017 года N 62-9, был полностью соблюден членами избирательной комиссии, то у избирательной комиссии отсутствовали основания для ограничения прав военнослужащих, проходящих службу по контракту, в воинской части, расположенной на территории УИК N 2181, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении дела не учтена правовая позиция, высказанная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 ноября 1998 года N 151-О, которая по мнению заявителя подтверждает невозможность включения в списки избирателей военнослужащих, фактически не проживающих на территории муниципального образования, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку сводится к неправильному толкованию содержания указанного определения.
Так, в пункте 6 указанного Определения указано, что Саратовская областная Дума оспаривает положение пункта 6 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, если они до призыва на военную службу не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума на указанных выборах, референдуме. Заявитель полагает, что этой нормой, произвольно расширившей перечень лиц, не имеющих права участвовать в выборах, военнослужащие названной категории фактически лишены конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, что противоречит статье 32 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации народовластие осуществляется гражданами путем референдума и свободных выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3). При этом государство гарантирует осуществление местного самоуправления, в том числе путем местного референдума и выборов в органы местного самоуправления, в условиях конституционно установленного режима равноправия граждан Российской Федерации (статьи 3, 12, 19, 32 (часть 2), 130 Конституции Российской Федерации). В этой связи непосредственно в Конституции Российской Федерации установлены условия реализации конституционного принципа равноправия граждан Российской Федерации. К таким условиям, в частности, относятся предусмотренные ее статьей 32 (часть 3) ограничения, связанные с отсутствием права избирать и быть избранными у граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституцией Российской Федерации установлен принцип, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3).
Указанные конституционные принципы, имея универсальное значение, в то же время не могут не применяться с учетом специфики конкретных институтов публичной власти. Реализация гражданами их права на участие в осуществлении местного самоуправления, в том числе путем выборов и других форм прямого волеизъявления, имеет особенности, обусловленные конституционной природой местного самоуправления. Наряду с гражданами субъектом местного самоуправления выступает население муниципального образования в целом, которое обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения (статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации).
По смыслу конституционного регулирования прав граждан и населения на осуществление местного самоуправления, круг лиц, участвующих в местном самоуправлении, в том числе путем выборов в органы местного самоуправления, должен определяться с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти, смысл которого заключается в защите прав и интересов жителей конкретной территории. Это означает, что местное самоуправление должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования, дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения. Иные категории лиц, в том числе военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования и до призыва постоянно или преимущественно не проживавшие на территории данного муниципального образования, не являясь членами муниципального сообщества, не могут быть признаны субъектами местного самоуправления.
Оспариваемое заявителем положение, действительно, ограничивает права определенной категории военнослужащих. Однако предусмотреть такое ограничение федеральному законодателю позволяет статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (в целях защиты "прав и законных интересов других лиц"), а также статья 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 мая 1997 года подтвердил право федерального законодателя на установление подобного ограничения для военнослужащих. Таким образом, в данном вопросе отсутствует неопределенность, наличие которой, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является основанием для рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в указанном Определении идет речь об особенностях реализации активного избирательного права граждан на уровне местного самоуправления (защита прав и интересов жителей конкретной территории). Из содержания Определения следует, что Конституционный Суд Российской Федерации, признал возможность статусного ограничения соответствующих избирательных прав для военнослужащих, проходящих службу (не по контракту) на территории муниципального образования, но не являющихся жителями данного муниципального образования.
В рассматриваемом же деле, речь идет относительно иной, чем в приведенном Определении, категории военнослужащих, соответственно, выводы Конституционного Суда, на которые ссылается К.О.А. в апелляционной жалобе, не могут быть применены в настоящем деле.
Судебная коллегия, таким образом, приходит к выводу, что обстоятельства, на которые ссылался заявитель, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей, принимавших участие в голосовании.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.