Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.
судей Акининой Е.В., Хомутовой Е.В.,
при секретаре Амосовой М.С.,
с участием прокурора Волковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе и.о. главы Мариинского муниципального района Кривцова А.А.
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2015 г. по иску прокурора г. Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному нетиповому образовательному учреждению "Гимназия N 2", Администрации Мариинского муниципального района, Администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному автономному нетиповому образовательному учреждению "Гимназия N 2" (далее по тексту МАНОУ "Гимназия N 2"), Администрации Мариинского муниципального района, Администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО6, в ходе проведения которой выявлены факты необеспечения антитеррористической защищенности здания, в котором располагается МАНОУ "Гимназия N 2" по адресу: г. "адрес"
Установлено, что недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности МАНОУ "Гимназия N 2" выражаются в том, что частично отсутствует ограждение по периметру земельного участка данного учреждения, препятствующее свободному проезду автотранспорта и несанкционированному доступу посторонних лиц. Отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. Одной из причин отсутствия ограждения является прохождение по территории МАНОУ "Гимназия N 2" тепловых сетей, находящихся в собственности Мариинского городского поселения.
Просит возложить на Администрацию Мариинского городского поселения обязанность произвести демонтаж тепловых сетей, расположенных на земельном участке по адресу: "адрес", а также с момента демонтажа тепловых сетей, расположенных на земельном участке по адресу: "адрес", в месячный срок выделить денежные средства на проведение мероприятий по ограждению территории МАНОУ "Гимназия N 2" по указанному адресу в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также возложить на МАНОУ "Гимназия N 2" обязанность в месячный срок с момента перечисления денежных средств провести мероприятия по ограждению территории МАНОУ "Гимназия N 2" в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в части возложения на Администрацию Мариинского муниципального района обязанность выделить денежные средства на проведение мероприятий по ограждению территории МАНОУ "Гимназия N 2" по адресу: "адрес" в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также в месячный срок с момента перечисления денежных средств провести мероприятия по ограждению территории МАНОУ "Гимназия N 2" по адресу: "адрес" в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В судебном заседании представитель ответчика МАНОУ "Гимназия N 2" Кукшеева О.Ю. исковые требования признала.
Представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков Управления образования Администрации Мариинского муниципального района Казанцева Е.С. исковые требования признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2015 г. постановлено:
Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Мариинского муниципального района обязанность выделить денежные средства на проведение мероприятии по ограждению территории муниципального автономного нетипового образовательного учреждения "Гимназия N 2", расположенного по адресу: "адрес" в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Возложить на муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение "Гимназия N 2" обязанность в месячный срок с момента перечисления денежных средств провести мероприятия по ограждению территории муниципального автономного нетипового образовательного учреждения "Гимназия N 2" в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В апелляционной жалобе и.о. главы Мариинского муниципального района Кривцов А.А. просит решение суда в части возложения на Администрацию Мариинского муниципального района обязанности выделить денежные средства на проведение мероприятий по ограждению территории муниципального автономного нетипового образовательного учреждения "Гимназия N 2" отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение.
Суд не указал в обжалуемом решении результаты оценки представленных Администрацией Мариинского муниципального района доказательств, чем нарушил нормы процессуального права, в частности, часть 3 статьи 67 ГПК РФ.
Управление образования Администрации Мариинского муниципального района является структурным подразделением Администрации Мариинского муниципального района, самостоятельным юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств.
Следовательно, компетенция управления образования Администрации Мариинского муниципального района в отношении подведомственного ему учреждения включает в себя как осуществление контроля за деятельностью подведомственного ему учреждения, так и финансовое обеспечение его деятельности.
Суд не указал, какими действиями (бездействиями) Администрации Мариинского муниципального района нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Суд не указал, какую именно норму закона нарушает Администрация, тем самым необоснованно возложил на неё обязанность по выделению денежных средств.
Прокурором г. Мариинска Салашиным А.А. на апелляционную жалобу принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Волкову А.Г., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в постоянном (бессрочном) пользовании муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения "Гимназия N 2" находится земельный участок общей, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Также в оперативном управлении МАНОУ "Гимназия N 2" находится отдельно стоящее здание, также расположенное по вышеуказанному адресу.
Согласно лицензии, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области МАНОУ "Гимназия N 2" имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.
Из приложения к лицензии усматривается, что адресами мест осуществления образовательной деятельности юридического лица МАНОУ "Гимназия N 2" являются: "адрес".
МАНОУ "Гимназия N 2" является юридическим лицом, несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения во время образовательного процесса; за нарушение прав и свобод обучающихся, работников учреждения. Собственником имущества и учредителем учреждения является Мариинский муниципальный район, от имени Мариинского муниципального района в пределах предоставленных полномочий функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования Администрации Мариинского муниципального района (п.п. 1.2.,1.8.,4.5. Устава).
Согласно постановлению Главы Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области от 20.01.2015 года N 22-П "Об утверждении перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального района главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального района" утвержден перечень подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального района. В п. 1.1 указанного перечня указано муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение "Гимназия N 2" (л.д. 69-72).
Установлено и подтверждается материалами дела, что с одной стороны территории участка гимназии отсутствует ограждение, наличие которого предусмотрено действующими положениями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком, в нарушение действующих положений Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, не исполнены предусмотренные законом обязанности.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии терроризму" и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Поскольку частично отсутствует ограждение территории прилегающего к Учреждению земельного участка, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на возведение ограждения образовательному учреждению не выделены, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судом сделан правильный вывод о том, на образовательное учреждение должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по ограждению территории гимназии в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Уставом муниципального образования Мариинский муниципальный район определено (п.п. 11 п. 1 ст. 7), что к вопросам местного значения Мариинского муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-Ф3 от 06.03.2006 г., противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, муниципальное образование Мариинский муниципальный район в лице администрации Мариинского муниципального района и МАНОУ "Гимназия N 2" являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 г. N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму", в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением Законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", Утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Положения нормативного правового акта о необходимости ограждения забором или зелеными насаждениями территории учреждения образования являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности обеспечения безопасности данного учреждения и использующих его лиц иным способом.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
МАНОУ "Гимназия N 2" является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что частичное отсутствие ограждения по периметру Учреждения, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с этим, осуществление деятельности гимназии при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
В силу вышеизложенного, оснований к отмене решения суда судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы администрации Мариинского муниципального района сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые они ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Следует отметить, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
Доводам апелляционной жалобы, которые сводятся с несогласием с решением суда в части возложения на администрацию Мариинского муниципального района обязанности выделить денежные средства на проведение мероприятий по ограждению территории гимназии, судом первой инстанции дана оценка и считать данную оценку неверной у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Собственником имущества и учредителем Учреждения, в данном случае гимназии, выступает Мариинский муниципальный район (п. 1.2 Устава). Управление образования осуществляет полномочия в отношении гимназии от лица учредителя. Источниками финансирования гимназии являются субсидии из бюджета Мариинского муниципального района.
В п.п. "п" п. 3 Приложения о порядке осуществления отраслевыми подразделениями администрации Мариинского муниципального района функций и полномочий учредителя бюджетного учреждения Мариинского муниципального района, являющимся Приложением N 2 к постановлению Администрации Мариинского муниципального района N 39-П от 25.01.2011 г. указывается, что отраслевое подразделение администрации (в данном случае Управление образования) осуществляет финансовое обеспечение выполнения только муниципального задания (л.д. 91-92).
Поскольку Управление образованием является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета Мариинского муниципального района, использует средства бюджета только в размере выделенных из бюджета, коллегия полагает верным решение суда о возложении обязанности по финансированию установки ограждения территории Гимназии на администрацию Мариинского муниципального района.
Несогласие администрации Мариинского муниципального района не свидетельствует о неправомерности постановленного по делу решения и потому признается судебной коллегией несостоятельным.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы Мариинского муниципального района Кривцова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Е.В. Акинина
И.В. Хомутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.