судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
судей Прудентовой Е.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" Поповой Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 декабря 2014 года с учетом определения об исправлении описки от 17 июля 2015 г., которым постановлено:
Иск Малышева ФИО11 к Военному комиссариату Пензенской области о взыскании компенсации за поднаем жилого помещения удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Пензенской области в пользу Малышева ФИО12 за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рубля.
Встречное исковое заявление Военного комиссариата Пензенской области к Малышеву ФИО13 о признании недействительным договора найма жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Военного комиссариата Пензенской области госпошлину, зачисляемую в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере "данные изъяты" рублей.
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Малышев В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пензенской области о взыскании компенсации за поднаем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб., ссылаясь на то, что он, являясь майором запаса Вооруженных сил РФ, общая выслуга лет на военной службе - 14 лет 5 месяцев, в ДД.ММ.ГГГГ году был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям с оставлением в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, что подтверждается выпиской из Приказа командующего войсками западного военного округа (по личному составу) N от ДД.ММ.ГГГГ
В Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в списках очередников состоит с ДД.ММ.ГГГГ
Он и члены его семьи занимают квартиру по договору найма, расположенную по адресу: "адрес", "адрес", с ежемесячной оплатой согласно договора "данные изъяты" руб.
Истцом ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат Пензенской области было подано заявление, по вопросу выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения согласно заключенных договоров с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с исх. N от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссариата Пензенской области стало известно, что истцу с 1 августа назначена ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения согласно заключенныхдоговоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также произведена доплата компенсации с ДД.ММ.ГГГГ, со дня вступления в силу Федерального закона N 277-ФЗ "О внесении изменений в ст. 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", а не со дня заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ, что является незаконным.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 24 ноября 2014 г. принято встречное требование Военного комиссариата Пензенской области к Малышеву В.В о признании недействительным договора найма жилого помещения.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" Попова Л.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске Малышеву В.В. В апелляционной жалобе указывает, что не согласна с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П. Право на получение денежной компенсации за поднаем возникло после вступления в силу Федерального закона от 21 октября 2013 г. N 277-ФЗ. Доказательств уплаты платы за наем квартиры истец не предоставил, договор найма заключен с матерью жены. Не согласна с расчетом компенсации, суд не учел, что в ноябре истец снимал помещение 13 дней, суд взыскал плату за наем за полный месяц. Суд неправильно указал период взыскания, следует указать период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Не согласна со взысканием судебных расходов. Военкомат освобожден от уплаты госпошлины.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Пензенской области Попова Л.А., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Истец по первоначальному иску (ответчик по встречному) Малышев В.В., третье лицо Малышева Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Малышевой А.В., Воронцова С.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, доказательств уважительности причин неявки суду не представила.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Военного комиссариата Пензенской области Попову Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия считает, что решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 декабря 2014 г. отменить в части взыскания госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом по смыслу п. 1 ст. 23 вышеназванного Федерального закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909, в соответствии с положениями которого выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 Постановления).
Майор запаса Вооруженных сил РФ Малышев В.В. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Был уволен Приказом командующего войсками Западного военного округа (по личному составу) N от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, с оставлением в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства. Общая выслуга лет на военной службе - 14 лет 5 месяцев.
Исходя из справки ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Территориальное отделение(заселение) Пензенская область от ДД.ММ.ГГГГ, истец состоял в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ Снят с учета нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением жилого помещения (квартиры).
Истец обратился в Военный комиссариат Пензенской области с заявлением о компенсации найма жилого помещения в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи занимают квартиру по договору найма, расположенную по адресу: "адрес", с ежемесячной оплатой согласно договора "данные изъяты" руб.
Военный комиссариат Пензенской области исх. N от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения согласно заключенных договоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей в месяц.
Решением Верховного Суда РФ от 05 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина Г." разъяснено, что положения п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствуют признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. и уволенными или подлежащими увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01 января 2005 г. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в других городах и районных центрах - 3 600 рублей, при этом предусмотрено пятидесятипроцентное увеличение компенсации за наем (поднаем) при условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи.
Пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" определено, что денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Также Верховный Суд РФ в Определении от 14 апреля 2009 г. N 2н-9/09 признал, что нормы Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудником Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 01 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 05 июня 2013 г. N 12-П абзац второй п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан несоответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом, что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
Исходя из изложенного, истец по первоначальному иску в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
При этом, право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано ни с датой его принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Поскольку после увольнения с военной службы истец не был исключен из списков на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета после его увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения, признание факта его нуждаемости в жилом помещении означает констатацию уполномоченным органом наличия основания для возникновения права на предоставление истцу жилого помещения, обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечить истца жилым помещением сохранилась.
Поскольку истец не был исключен из списка очередников войсковой части на получение постоянного жилого помещения, реализации субсидии по государственному жилищного сертификату, имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью вне зависимости от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с даты постановки на учет нуждающихся, в данном случае - с ДД.ММ.ГГГГ
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также по день рассмотрения иска, истец и члены его семьи пользовались на условиях найма квартирой, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей ФИО7, оплата за пользование названным жилым помещением установлена в размере "данные изъяты" рублей, данные средства за указанный период истцом внесены. Результаты оценки доказательств суд первой инстанции правильно привел в решении.
Доводы апелляционной жалобыо неверном расчете взысканной суммы не являются основаниями для отмены решения, так как определением от 17 июля 2015 г. арифметические ошибки и описки были исправлены.
Суд первой инстанции обоснованно во встречном исковом заявлении Военного комиссариата Пензенской области к Малышеву В.В о признании недействительным договора найма жилого помещения отказал.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ст. 671 п. 1 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со статьей 677 ГК РФ в договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем.
При отсутствии в договоре таких указаний, вселение этих граждан производится в соответствии с правилами статьи 679 ГК РФ, в которой сказано, что с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки(статья 168 ГК РФ).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд первой инстанции результаты оценки доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ привел в решении.
Из справки отдела адресно-справочных работ УФМС России по Пензенской области, истец, его жена и дочь зарегистрированы по адресу: "адрес", "адрес".
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N N собственником однокомнатной квартиры расположенной по адресу: "адрес", "адрес", является ФИО7, зарегистрированная и проживающая по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между Малышевым В.В. и ФИО7 заключен договор найма жилого помещения, согласно условиям которого наймодатель ФИО7 предоставила в наем для пользования и проживания квартиру по адресу: "адрес", "адрес". Плата по договору составляет "данные изъяты" рублей в месяц. ДД.ММ.ГГГГ была заключен договор найма N жилого помещения на тех же условиях сроком с ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно).
Довод военкомата Пензенской области об обязательном условии регистрации договора найма жилого помещения, который заключен более чем на 11 месяцев, не подлежит удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации только в случаях и в порядке предусмотренным ст. 131 ГК РФ и законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Договор найма жилого помещения не подлежит государственной регистрации независимо от срока, на который он заключен.
Довод военкомата Пензенской области о том, что ответчик по встречному иску обязан был регистрироваться по месту дислокации воинских частей, необоснован, так как Малышев В.В. не является действующим военнослужащим, уволен с военной службы приказом Командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N и приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ
Ссылка Военного комиссариата Пензенской области на недействительность сделки по основаниям заключения договора найма жилого помещения с родственниками Малышева В.В. обоснованно отклонена судом.
Согласно п. 10 приложения N 2 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 приказу МО РФ от 16 июня 2005 г. N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших или умерших граждан, уволенных с военной службы, выплачивается на общих основаниях.
Оснований для признания недействительным договора найма жилого помещения и возврата суммы компенсаций за поднаем жилого помещения не имеется, поскольку договор соответствует требованиям действующего законодательства.
При заключении договора найма служебного жилого помещения, нарушений требований законодательства допущено не было. Договор был заключен в соответствии с требованиями, предъявляемым к таким сделкам действующим законодательством.
Рассматривая требование о взыскании с Военного комиссариата Пензенской области уплаченную истцом государственную пошлину при подаче искового заявления, суд первой инстанции правильно учел, что данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, исходя из которого отказ ответчика в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения признан незаконным, в связи с чем требования последнего о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения судом удовлетворены, следовательно, требования о взыскании с Военного комиссариата Пензенской области как с территориального органа Министерства обороны РФ, в соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 г. N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", и являющегося самостоятельным юридическим лицом, уплаченной истцом государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 2730 рублей 80 копеек обоснованно признаны подлежащими удовлетворению.
Доводы жалобы об отсутствии законных оснований для взыскания с Военного комиссариата Пензенской области в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины являются ошибочными.
По смыслу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения понесенных другой стороной судебных расходов по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае с Военного комиссариата Пензенской области взыскивается не государственная пошлина в доход соответствующего бюджета, а судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, понесенные истцом в связи с рассмотрением дела. Требования истца удовлетворены, что является основанием для применения ст. 98 ГПК РФ.
Однако в части взыскания госпошлины, зачисляемой в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере "данные изъяты" рублей, решение следует отменить, так как органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 декабря 2014 года отменить в части взыскания госпошлины, зачисляемой в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере "данные изъяты" руб. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" Поповой Л.А. - удовлетворить частично.
Председательствующий Т.В.Елагина
Судьи Т.В.Ирышкова
Е.В.Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.