Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Аброськиной Е.А., Шушкевич О.В.
при секретаре Егоровой О.И.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 марта 2015 года по иску прокурора г.Кыштыма Челябинской области, действующего в интересах Матвеевой Н.В., к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Минкину Л.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кыштыма Челябинской области, действующий в интересах Матвеевой Н.В., обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении Матвеевой Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 21 ноября 2013 года, о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В обоснование исковых требований указал, что Матвеева Н.В. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 21 ноября 2013 года Матвеева Н.В. обратилась в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. Однако до настоящего времени санаторно-курортным лечением не обеспечена.
В суде первой инстанции прокурор, истец Матвеева Н.В. настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представитель третьего лица ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" участие в суде первой инстанции не принимали.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить, указывая на то, что обеспечение Матвеевой Н.В. санаторно-курортным лечением должно осуществляться в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет, поскольку размер денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование расходов на обеспечение санаторно-курортным лечением граждан льготных категорий, ограничен. Внеочередное предоставление путевки истцу повлечет нарушение прав иных граждан, поставленных на учет ранее обращения Матвеевой Н.В.
Истец Матвеева Н.В., представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представитель третьего лица ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела, Матвеева Н.В. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для лиц, эвакуированных из населенного пункта Татыш Челябинской области в 1957 году, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что подтверждается удостоверением (л.д.21).
21 ноября 2013 года Матвеева Н.В. обратилась в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, была поставлена на учет и включена в реестр граждан, имеющих право на обеспечение санаторно-курортным лечением, которым истица не обеспечена (л.д. 16).
Разрешая спор и возлагая на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность по предоставлению истцу путевки на
санаторно-курортное лечение за 2013 год, суд первой инстанции исходил из того, что истица своевременно обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения, приложив все необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, в связи с чем пришел к выводу о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи. Суд первой инстанции также указал, что недостаточное финансирование на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета не может являться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178-ФЗ.
Истица имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со ст.6.7 вышеуказанного закона.
В силу подп.1.1 п.1 ч.1 ст.6.2 Закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера ( пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2012 г. N271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, соответственно, обязанность по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение является расходным обязательством Российской Федерации (п.1 Порядка финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется уполномоченными органами в рамках выделенных ассигнований в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Конституционный Суд РФ в п.2.3 определения от 03.04.2014 г. N686-0 указал, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав
и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Министерство социальных отношений в лице ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс", являясь лицом, уполномоченным по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг, в соответствии с п.3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, установило очередность принятых заявлений граждан - получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения с учетом даты их подачи.
Принимая решение, обязывающее Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Матвеевой Н.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, судом не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения ФЗ от 17.07.1999 г. N178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные
правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление Матвеевой Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ей права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ей государственной социальной помощи.
Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Матвеевой Н.В. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
Учитывая, что судом первой инстанции исковые требования истца удовлетворены в нарушение норм действующего законодательства, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 марта 2015 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Кыштыма Челябинской области, действующего в интересах Матвеевой Н.В., к Министерству социальных отношений о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении Матвеевой Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 21 ноября 2013 года, о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.