Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Шушкевич О.В., Лутфуллоевой P.P.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
при секретаре Нечет Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 16 июня 2015 года по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Немченко А.П. к Министерству социальный отношений Челябинской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, представителя ответчика Богданову А.В., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Немченко А.П. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год, возложении обязанности предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2014 год.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Немченко А.П. является ****, имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 09 декабря 2014 года Немченко А.П. обратился с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки за 2014 год, однако обеспечена ею не был.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Истец Немченко А.П., представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представитель третьего лица Государственного учреждения Челябинской области реабилитационно-физкультурного центра инвалидов "Импульс" в судебном заседании участие не принимали.
Суд принял решение, которым признал незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в непредоставлении Немченко А.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год, и возложил на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить Немченко А.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Указывает на то, что граждане, имеющие право на предоставление санаторно-курортной путевки, включаются в областной реестр, предоставление санаторно-курортной путевки производится в порядке очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания. Уменьшение количества закупаемых путевок связано с уменьшением ассигнований из федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и возрастанием средней стоимости санаторно-курортной путевки. Обеспечение путевками производится по очереди в зависимости от даты подачи заявления, внеочередного порядка обеспечения путевками каких-либо категорий граждан не предусмотрено. Внеочередное предоставление путевки повлечет за собой нарушение конституционных прав других граждан, право которых на получение путевок возникло ранее в соответствии с датой постановки на учет.
Истец Немченко А.П. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Из материалов дела следует, что Немченко А.П., 09 марта 1940 года рождения, является инвалидом третьей группы бессрочно, перенесшим лучевую болезнь и имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи".
09 декабря 2014 года Немченко А.П. обратился в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год. Немченко А.П. был поставлен в очередь граждан, нуждающихся в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка на санаторно-курортное лечение ему предоставлена не была.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Немченко А.П., своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путёвки на санаторно-курортное лечение с
приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ответчика предоставить Немченко А.П. санаторно-курортную путевку за 2014 год.
Суд также указал, что недостаточное финансирование ответчика на приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение и большое количество лиц в регионе, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут явиться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о нарушении права Немченко А.П. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год и о возникновении в связи с этим обязанности у ответчика по предоставлению ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год без учёта установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 указанного закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере
предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Минсоцотношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Согласно п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N ****, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года N 256, которая действительна в течение 6 месяцев.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подаётся гражданином в уполномоченный орган или органы социальной защиты населения, с которыми уполномоченный орган заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее -органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утверждён Административный регламент предоставления гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее -Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления уполномоченному органу для получения путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N ****, выданная лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению уполномоченными органами путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов уполномоченному органу, который распределяет указанные денежные средства и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19-21 Правил
финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона "О государственной социальной помощи", в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены
законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году составляет для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, -1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными
принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-0).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона "О государственной социальной помощи", а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Немченко А.П. путёвки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Немченко А.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, судом не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Челябинской области, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения Немченко А.П. по данному вопросу.
Заявление Немченко А.П. от 09 декабря 2014 года о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 году ответчиком в установленном порядке было рассмотрено, она был принят на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером 12830.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Немченко А.П. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
С учётом приведённых обстоятельств судебная коллегия считает, что решение суда, которым на ответчика возложена обязанность предоставить Немченко А.П. санаторно-курортную путевку за 2014 год без учета установленной в регионе очерёдности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законным в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Немченко А.П. в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 16 июня 2015 года отменить и принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Немченко А.П. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.