Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.
судей: Кучеровой Р.В.,
Игнатьева В.П.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25.08.2015 гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Каменского района, действующего в защиту прав А., А., к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.06.2015.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения представителя ответчика В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Каменского района, действующий в защиту прав несовершеннолетних А., А., относящихся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с иском к ТОИОГВ СО "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району".
Ссылаясь на то, что ТОИОГВ СО "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" не применяет мер к исполнению обязательства по освобождению А., А. от оплаты за коммунальные услуги, прокурор просил возложить на него обязанности по обеспечению предоставления меры социальной поддержки путем заключения договора на приобретении и доставку твердого топлива для отопления принадлежащего А. жилого дома ... а также компенсировать затраченные в 2014 году расходы на поставку твердого топлива ... за счет бюджета Свердловской области.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.06.2015 заявленные исковые требования удовлетворены частично.
С ТОИОГВ СО "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" в пользу А., А. за период с ( / / ) по ( / / ) за счет средств бюджета Свердловской области взыскана компенсация расходов на приобретение твердого топлива для отопления жилого дома
... части исковых требований отказано.
На решение суда ответчиком ТОИОГВ СО "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" подана апелляционная жалоба, из содержания которой следует, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, указано на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в силу чего данное решение является незаконным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика В. доводы жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении. Прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области В. ссылалась на законность судебного постановления, несостоятельность апелляционной жалобы ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 124-ФЗ от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Областного закона от 23.10.1995 N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на период их пребывания в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, патронатных семьях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на период их обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - освобождение от платы за одно жилое помещение, право собственности на которое или право пользования которым сохраняется за таким ребенком, а также коммунальные услуги, предоставленные в этом жилом помещении.
Финансирование затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета. Условия и порядок предоставления меры социальной поддержки установлены Правительством Свердловской области от 06.04.2011 N 364-ПП "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по освобождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за жилое помещение и коммунальные услуги" (далее Порядка).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Порядка мера социальной поддержки включает в себя освобождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 7 Порядка мера социальной поддержки по освобождению от платы за отопление в части поставки твердого топлива (уголь, дрова) предоставляется единовременно в течение календарного года. Расчет размера приходящейся на лиц, указанных в пункте 3 Порядка, доли оплаты за поставку твердого топлива производится с учетом предельных розничных цен, утвержденных Региональной энергетической комиссией Свердловской области на топливо печное бытовое за складочный кубический метр дров лиственных и хвойных пород дерева нестандартных.
На основании пунктом 19 Порядка возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется на основании договоров, заключенных между управлением социальной политики по месту нахождения жилого помещения и организацией, предоставляющей жилищно-коммунальные услуги и (или) осуществляющей начисление платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг населению.
Согласно свидетельствам о рождении (л.д. 6, 8) родителями А. и А. являются А. и А.
Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 02.03.2009 мать истцов А. лишена родительских прав.
Отец истцов А. умер ( / / ) (л.д. 12).
Постановлением Главы Покровской сельской администрации МО "Каменский район" от ( / / ) N (л.д. 13), Постановлением Главы МО " ... " (л.д. 14) Т. назначена опекуном над несовершеннолетними А., А.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ( / / ) (л.д. 15) А. и А. являются собственниками по 1/2 доле каждая в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок ...
По указанному адресу истцы зарегистрированы по месту жительства (л.д. 16, 17).
Согласно приказу ТОИОГВ СО "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" от ( / / ) N (л.д. 18) А., являющейся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности, назначена мера социальной поддержки по освобождению от платы за жилое помещение и коммунальные услуги в части, приходящейся на нее доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги ... , с 01.11.2014 до окончания обучения в образовательном учреждении: включительно по 30.06.2017.
Согласно приказу ТОИОГВ СО "Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" от ( / / ) N (л.д. 20) А., являющейся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности, назначена мера социальной поддержки по освобождению от платы за жилое помещение и коммунальные услуги в части, приходящейся на нее доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги ... с 01.09.2015 до окончания обучения в образовательном учреждении: включительно по 30.06.2017.
Согласно представленным справкам (л.д. 24, 25) истцы обучаются в ГБОУ СПО СО " ... ". Срок обучения определен до 30.06.2017.
При рассмотрении дела судом установлено, что фактически мера социальной поддержки истцам не предоставляется.
Данный вывод суда ответчиком не оспаривается, вместе с тем, в качестве мотивов указано на недоказанность несения расходов на приобретение твердого топлива, пользования услугой, а также отсутствие закрепленной законодательством обязанности Управления социальной политики обеспечения предоставления меры социальной поддержки по освобождению от платы за отопление путем перечисления денежных средств на поставку твердого топлива гражданам.
Вместе с тем, следует учитывать, что установив на федеральном уровне льготы в виде мер социальной поддержки, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные выше цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению мер социальной поддержки не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, или отсутствие механизма правового регулирования в вопросе исполнения обязательств иное означало бы возможность фактического лишения отдельных категорий граждан гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты. При этом представитель ответчика подтверждает факт того, что предусмотренный механизм предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки не позволял истцам реализовать свое право.
Ссылка ответчика на недоказанность несения расходов в связи с фактическим не предоставлением услуги в 2014 году какими-либо убедительными доказательствами не подтверждена. Акты проверки сохранности жилого помещения, которые приводит в обоснование представитель ответчика, такими доказательствами быть не могут, поскольку выходы органов опеки с целью установления условий проживания А. производились в период, за который требований о возмещении коммунальных расходов не заявлялось. Установлено, что в А. проживали с опекуном в его доме до 01.11.2014, именно с этой даты прокурор просил компенсировать затраченные в 2014 году расходы на поставку твердого топлива.
Поскольку судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.06.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Кучерова Р.В.,
Игнатьев В.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.