Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Фёдоровой Л.Н., Дышлового И.В.
при секретаре Климовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Михайловского муниципального района Приморского края, МБОУ "СОШ с. Ширяевка" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, произвести финансирование указанных мероприятий, по апелляционной жалобе администрации Михайловского муниципального района на решение Михайловского районного суда Приморского края от 18.05.2015, которым иск удовлетворён, возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: на МБОУ "СОШ с. Ширяевка" Михайловского муниципального района Приморского края установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения; на администрацию Михайловского муниципального района - произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с. Ширяевка" Михайловского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., пояснения прокурора Ровенко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Михайловского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Михайловского муниципального района Приморского края, МБОУ "СОШ с. Ширяевка" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, произвести финансирование указанных мероприятий. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ "СОШ с. Ширяевка", в рамках которой в образовательном учреждении выявлено, что антитеррористическая защищённость в учреждении должным образом не обеспечена. Так, в ходе проверки было установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны органов внутренних дел.
Финансирование мероприятий по установке систем видеонаблюдения, системы сигнализации осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Неисполнение МБОУ "СОШ с. Ширяевка" требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования нарушает права неопределённого круга лиц - учащихся образовательного учреждения и других лиц, посещающих школу, на безопасные условия обучения, охрану жизни и здоровья. Просил обязать МБОУ "СОШ с. Ширяевка" Михайловского муниципального района Приморского края установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения; администрацию Михайловского муниципального района = произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с. Ширяевка" Михайловского муниципального района.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, уточнив их в части срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, просил обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев.
Представитель МБОУ "СОШ с. Ширяевка" в судебном заседании иск не признал.
Представитель администрации Михайловского муниципального района в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что требования на законе не основаны.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Михайловского муниципального района, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании исследованных доказательств судом установлено, что в образовательном учреждении МБОУ "СОШ с. Ширяевка" отсутствует система видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны органов внутренних дел.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии терроризму".
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд верно указал, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
МБОУ "СОШ с. Ширяевка" является муниципальным учреждением образования.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Поскольку осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения и охранной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанность обеспечить учреждение муниципального образования системами видеонаблюдения, не влечёт отмену решения суда в связи с вышеизложенным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд не учёл положения п. п. 5.1-5.2 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", из которых следует, что органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), на правильность выводов суда не влияет.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.
Исходя из анализа положений действующего законодательства в области противодействия терроризму, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления, о чём верно указано судом.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что Михайловский муниципальный район является дотационным районом, финансовые средства на установление системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в образовательном учреждении в бюджете на 2015 год не предусмотрены, в связи с чем исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным, также не влечёт отмену судебного постановления. Отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает органы местного самоуправления от исполнения требований законодательства о противодействии терроризму. Кроме того, заявитель вправе в порядке ст. 203 ГПК РФ поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления.
С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 18.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.