Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Куратовой Л.В.,
судей: Елисеева А.М., Пашковой Т.В.,
при секретаре: Улюмжеевой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112",
по апелляционной жалобе администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области на заочное решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 19 мая 2015 года, которым исковые требования прокурора Светлоярского района Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Елисеева А.М., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Светлоярского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости в деятельности МКОУ "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области выявлены нарушения законодательства и установлено, что в данном образовательном учреждении не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно, в учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Суд постановил указанное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит заочное решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 19 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурора отказать.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены заочного решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
Согласно п.п. 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с ч.7 указанной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области была проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости в деятельности образовательной организации - МКОУ "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
При проверке организации и осуществления принимаемых образовательным учреждением мер, направленных на обеспечение безопасности учащихся данной школы, установлено, что в МКОУ "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно, в учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Также судом установлено, что учредителем МКОУ "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области является администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, суд правильно определил, что требования прокурора Светлоярского района Волгоградской области к МКОУ "Райгородская средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112", подлежат удовлетворению.
Выводы суда мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, сделаны при верном применении норм материального права.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы администрации Светлоярского муниципального района о том, что решение суда основано на нормативно-правовых актах, содержащих лишь общие принципы и рекомендации по обеспечению безопасности учреждений образования и не устанавливающих обязательных требований. Как следует из приведенных выше правовых норм, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Кроме того, в целях выполнения мероприятий по созданию безопасных условий для организации образовательного процесса в учебных учреждениях, Министерством образования и науки РФ был издан приказ N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", которым предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком на момент рассмотрения дела судом первой инстанции были приняты необходимые меры, направленные на достижение комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждения образования, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку в материалах дела доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, установлены на основании совокупности доказательств, оцененных по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда обстоятельствам дела соответствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к постановлению неправильного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.