Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Куратовой Л.В.
судей Елисеева А.М., Пашковой Т.В.
при секретаре Давидян С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112"
по апелляционной жалобе администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области на заочное решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 19 мая 2015 года, которым исковые требования прокурора Светлоярского района Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости в деятельности образовательной организации - МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения указанного законодательства. На основании п.п. 1,7 ст. 2 ФЗ РФ "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ борьба с терроризмом в РФ осуществляется в целях обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. При проверке организации и осуществления принимаемыми образовательным учреждением мер, направленных на обеспечение безопасности учащихся данной школы, установлено, что в МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно в учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112". Отсутствие необходимых средств и мер, направленных на предотвращение и профилактику борьбы с террористическими проявлениями ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей и работников организации, что не может быть допустимым. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ "О противодействии терроризму" от 06 марта.03.2006 года N 35 ФЗ борьба с терроризмом в РФ осуществляется в целях обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии п.п. 3,5,7 ст. 9 ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с п. 15 ч.3 ст.28 и п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании", к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации. Охрана обучающихся и работников включает в себя обеспечение безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
Как следует из ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, необходимо соблюдения следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских ... организаций, должны быть предусмотрены меры направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в заданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Судом установлено, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области была проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости в деятельности образовательной организации - МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения указанного законодательства. При проверке организации и осуществления принимаемыми образовательным учреждением мер, направленных на обеспечение безопасности учащихся данной школы, установлено, что в МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждены сообщением ОМВД РФ в Светлоярском районе Волгоградской области.
Также суд установил, что учредителем МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области является администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства, обоснованно возложил обязанность на администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование, а на МКОУ "Дубовоовражная средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области - оборудовать здание общеобразовательной организации, расположенной по адресу: Волгоградская область Свтелоярский район с.Дубовый Овраг пл. Хвастанцева д.6 "а", каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Не состоятельны к отмене решения доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда основано на нормативно-правовых актах, содержащих лишь общие принципы и рекомендации. Из приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и в отношении органов местного самоуправления.
Кроме того, в целях выполнения мероприятий по созданию безопасных условий для организации образовательного процесса в учебных учреждениях, Министерством образования и науки РФ был издан приказ N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", которым предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Следует учитывать, что при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности, применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые нашли свое отражение в обжалуемом решении суда.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе о том, что ответчиком на момент рассмотрения дела судом первой инстанции были приняты все необходимые меры, направленные на достижение комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждения образования, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку в материалах дела доказательств, подтверждающих указанные доводы подателя жалобы, не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, установлены на основании совокупности доказательств, оцененных по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда обстоятельствам дела соответствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к постановлению неправильного решения, судом не допущено.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.