судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Куратовой Л.В.,
судей: Пашковой Т.В., Елисеева А.М.,
при секретаре Гузун Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению " " ... " средняя общеобразовательная школа" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112",
по апелляционной жалобе администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 19 мая 2015 года, которым исковые требования прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц - удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Светлоярского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения, установив канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области была проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности образовательной организации - МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области. По результатам проверки установлено, что в МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно в учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112", что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей и работников организации.
Просил суд обязать МКОУ " " ... "" оборудовать здание образовательного учреждения каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112"; обязать администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование МКОУ " " ... "" для установки канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации. Охрана обучающихся и работников включает в себя обеспечение безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. п. 7, 29).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Из ответа ГУ МВД России по Волгоградской области N 57/2388 от 31 марта 2015 года на запрос прокурора Светлоярского районаВолгоградской области следует, что на территории Светлоярского муниципального района расположено 16 образовательных учреждений, из них 4 (МКОУ Прудовая ООШ, МКОУ Северная ООШ, МКОУ Чапурниковская СОШ, МКОУ Луговая ООШ) не оборудованы тревожными кнопками, в остальных образовательных организациях тревожные кнопки находятся в ненадлежащем состоянии или работают со сбоями.
В ходе проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности образовательной организации - МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области, проведенной прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области, были выявлены нарушения законодательства и установлено, что в МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно в учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112".
Копией Устава МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области и выпиской из ЕГРЮЛ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что учредителем МКОУ " " ... "" Светлоярского муниципального района Волгоградской области является администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, учитывая, что в образовательном учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112", тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности требований прокурора Светлоярского района Волгоградской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены требования прокурора Светлоярского района Волгоградской области, так как на момент вынесения решения канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры "Службы 112" был фактически оборудован, судебной коллегией не принимаются, поскольку материалы дела не содержат соответствующих доказательств установки канала передачи тревожных сообщений.
Не состоятельны к отмене решения доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда основано на нормативно-правовых актах, содержащих лишь общие принципы и рекомендации. Из приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и в отношении органов местного самоуправления.
Кроме того, в целях выполнения мероприятий по созданию безопасных условий для организации образовательного процесса в учебных учреждениях, Министерством образования и науки РФ был издан приказ N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", которым предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Следует учитывать, что при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности, применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые нашли свое отражение в обжалуемом решении суда.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности. Оснований для отмены законного и обоснованного решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлоярского района Волгоградской области от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.