Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Кузина Е.Б.,
членов президиума: Козлова О.А., Макеевой Г.В., Михайлова О.И., Шаталовой Е.В., Блинникова В.А.,
секретаря судебного заседания Бакасова Р.Р.
рассмотрев дело по заявлению Изварина В.Г. об оспаривании решения органа государственной власти, направленное в президиум определением судьи краевого суда Шаталовой Е.В. от 23 июня 2015 года по кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю М.В. Кравец на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 января 2015 года,
заслушав доклад судьи Шаталовой Е.В., учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения.
УСТАНОВИЛ:
Изварин В.Г. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с заявлением об оспаривании решения должностного лица.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 июля 2014 года заявление Изварина В.Г. удовлетворено:
признан незаконным отказ Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД г. Ставрополь ГУ МВД России по Ставропольскому краю, выраженный в письме от 22.05.2014 исх.N " ... ", в оказании государственной услуги по совершению регистрационного действия по изменению регистрационных данных в связи с заменой кабины с транспортным средством марки " ... ", государственный регистрационный знак " ... ";
на межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД г. Ставрополь ГУ МВД России по Ставропольскому краю возложена обязанность произвести регистрационные действия по изменению регистрационных данных в связи с заменой кабины с транспортным средством марки " ... ", государственный регистрационный знак " ... ".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 января 2015 года решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 июля 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Ставропольскому краю М.В. Кравец просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Усматривается, что судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене состоявшегося по делу судебного постановления, выразившиеся в следующем.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что в соответствии с паспортом транспортного средства " ... " Изварин В.Г. является владельцем транспортного средства регистрационный знак " ... ", идентификационный номер (VIN) " ... ", марка модель " ... ", тип транспортного средства автоэвакуатор, год выпуска 2013, двигатель N" ... " шасси (рама) отсутствует, кузов (кабина, прицеп) N" ... ",цвет белый.
13 мая 2014 года работы по текущему ремонту автомобиля, в ходе которых установлена новая кабина, ИП " ... " выполнены (акт выполненных работ N " ... ").
17 мая 2014 года Госавтоинспекцией МРЭО ГИБДД г. Ставрополь ГУ МВД России по Ставропольскому краю Изварину В.Г. отказано во внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства на основании четвертого абзаца п. 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N605.
Удовлетворяя заявление Изварина В.Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, действующий Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не содержит запрета на замену находящихся в свободном гражданском обороте номерных агрегатов, в том числе кабины, поэтому обжалуемый отказ препятствует осуществлению Извариным В.Г. правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.
С таким выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем, согласно п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Использование транспортных средств соединено с повышенной опасностью для окружающих и требует специального регулирования. Приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
В связи с этим Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в связи с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области.
В соответствии с п.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел РФ от 24.11.2008 N1001 ГИБДД МВД России в соответствии с законодательством РФ осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами, Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил регистрации предусмотрены основания, при которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и т.д.
Ранее в Административном регламенте по регистрации транспортных средств, утвержденном приказом МВД России от 24.11.2008 N1001, был предусмотрен порядок совершения регистрационных действий с транспортными средствами по замене кузова легкового и (или) рамы грузового автомобиля.
В таких случаях в регистрационные документы вносились сведения о замененных агрегатах и указывались номера замененных рам и кузовов в качестве идентификационного номера транспортного средства. При этом оригинальный идентификационный номер, ранее присвоенный организацией- изготовителем и нанесенный на ранее установленных узлах, утрачивался.
В соответствии с п.59 Административного регламента изменение регистрационных данных транспортных средств возможно в связи с изменением цвета, а также с внесением изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств на основании свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В связи с приведением правовых норм в сфере регистрации транспортных средств в соответствие с законодательством о техническом регулировании и новой редакции Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N605, данный порядок был исключен.
Приказом МВД России от 07.12.2000 утвержден Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ, согласно которому определены действия должностных лиц при выдаче данных свидетельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" определен порядок оценки соответствия находящихся в эксплуатации транспортных средств, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Пунктом 80 Технического регламента определено, что внесение изменений в конструкцию подразумевает действия, связанные с изменением конструктивных параметров, оказывающих влияние на характеристики конкретного, ранее зарегистрированного в Госавтоинспекции транспортного средства, а именно его тормозной системы, рулевого управления, обзорности внешнего пространства водителя и т.д.
Таким образом, обязательным требованием к транспортным средствам, в конструкцию которых вносятся изменения, является их регистрация в Госавтоинспеции, подтвержденная наличием регистрационных документов и государственных регистрационных знаков.
Согласно приложению N14 к Правилам по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N19, в перечень запасных частей и принадлежностей к транспортным средствам, подлежащих обязательному подтверждению соответствия входят следующие компоненты: бампер, внешние световые приборы, спидометры и комбинация приборов, дверные петли, замки дверей, стекла, сидения, зеркала, ремни безопасности и др.
Все данные компоненты согласно Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N301 являются узлами и деталями кабины транспортного средства.
Часть 1 ст. 15 ФЗ от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкции, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации и декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании.
При этом согласно ч. 4 данной статьи после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Выдача свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, в отсутствии документов, подтверждающих сертификацию используемых для переоборудования составных частей являлась бы грубым нарушением требований указанного Федерального закона.
При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию, а транспортное средство фактически получает характеристики, схожие с другими транспортными средствами.
Идентификационная маркировка - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство не менее чем на одном месте на раме или на не легкосъемной части кузова способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.
Согласно п. 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В силу п.п. 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляется по разрешению и под контролем подразделения МВД России по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение МВД России оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства внесенным в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.
В результате замены кузова или рамы (шасси) автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении и фактически получает характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности, в том числе в порядке, установленном Техническим регламентом.
Таким образом, вне зависимости от того, что взамен прежних установлены аналогичные основные элементы транспортного средства заводского производства, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что транспортное средство не утратило основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством.
Поэтому при оценке транспортного средства на соответствие требованиям проверяется, в том числе безопасность работ по установке (замене) основных элементов.
Однако, данные обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, в нарушение требований ч. 1 ст. 196 ГПК РФ не были предметом исследования судов первой и второй инстанции.
Данные существенные нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов в области безопасности дорожного движения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 января 2015 года подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ставропольского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 января 2015 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий Е.Б. Кузин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.