Судья: Соколов В.О. N 33-29598/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Шаповалова Д.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Красниковой Т.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области
на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 09 * 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Дорофеевой * * удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, оформленный решениями от 21.*.2014 года N * и N *.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области направить средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования несовершеннолетней Ипполитовой * *, 22.*.2007 года рождения, на основании договоров об оказании платных дополнительных образовательных услуг от 01.*.2014 года N * и от 15.*.2014 года N *, а также несовершеннолетней Ипполитовой Евгенией Денисовной, 22.*.2008 года рождения, на основании договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг от 01.*.2014 г. N */2014,
установила:
Дорофеева А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области об отказе в направлении части средств материнского капитала на получение образования детьми, ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в удовлетворении заявления о направлении части средств материнского капитала на оплату по договорам об оказании платных дополнительных образовательных услуг, заключенных в отношении несовершеннолетних обучающихся дочерей, не достигшего четырнадцатилетнего возраста.
В судебном заседании Дорофеева А.А. требования поддержала, представитель Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области заявленные требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Стороны на заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени заседания извещены, о наличии уважительных причин неявки не сообщили, в связи с чем дело в апелляционном порядке рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Преамбула Закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и его ст. 1 указывают на то, что целью данного нормативного правового акта является создание в Российской Федерации надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов, установленных нормами международного права, в частности ч. 3 ст. 27 Конвенции "О правах ребенка".
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.
Из п. 1 ч. 2 ст. 11 указанного Закона следует, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
В развитие указанной нормы права, Постановлением Правительства РФ от 24.*.2007 года N 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов.
Указанные Правила (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2011 N 931) устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.
Средства могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг (п. 2 Правил).
При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг (п. 5 Правил в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 377).
В соответствии с п. 1 ст. 33.2 ранее действовавшего Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
В статье 4 ГК РФ закреплен общий принцип действия гражданского законодательства во времени, который заключается в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 01.09.2013 г. согласно ч. 1 ст. 111 указанного Закона, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дорофеевой А.А. с ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка N *, в интересах дочери Ипполитовой Василисы Денисовны, 22.*.2007 года рождения, были заключены договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг от 01.*.2014 года N 149 (обучение по курсу дополнительного образования для школьников "Подготовка к сдаче международного экзамена по английскому языку") и от 15.*.2014 года N 4 (обучение по курсу дополнительного образования для школьников "Шоу-студия "Андромеда"); в интересах дочери Ипполитовой * *, 22.*.2008 года рождения, - договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг от 01.*.2014 г. N */2014 (обучение по курсу дополнительного образования для дошкольников по подготовке к школе "Будущий первоклассник").
Предоставление образовательных услуг по каждому из приведенных выше договоров предусмотрено в соответствии с рабочим учебным планом в течение учебного года.
16.*.2014 г. ГБОУ г. Москвы СОШ с углубленным изучением английского языка N * получено свидетельство о государственной аккредитации N *, ему установлен государственный статус - образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, в соответствии с которым оно реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. В соответствии с ранее действовавшим свидетельством о государственной аккредитации, выданном 25.*.2012 г., помимо изложенных программ школа также имела аккредитацию на реализацию общеобразовательных программ всех уровней с учетом дополнительной (углубленной) подготовки по английскому языку.
Согласно лицензии, выданной ГБОУ г. Москвы СОШ с углубленным изучением английского языка N 1371 25.*.2014 г., названное учреждение реализует в своей деятельности в рамках общего образования следующие уровни образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также дополнительное образование для детей и взрослых.
При изложенных обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу о признании незаконным решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области об отказе в направлении части средств материнского капитала на получение образования детьми истца, указав, что само по себе отсутствие аккредитации образовательных программ, вызванное внесенными изменениями в законодательные акты, регламентирующие правоотношения в сфере образования, не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления Дорофеевой А.А., поскольку в данном случае истцом будет реализовано право на направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ее детьми - оплату дополнительных образовательных услуг, которые оказываются государственным общеобразовательным учреждением для детей, имеющим соответствующую государственную аккредитацию.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, учитывая также, что положениями ст. 92 Федерального закона "Об образовании в РФ" предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, аккредитация программ дополнительного образования положениями указанной статьи также не предусмотрена; в отношении программ дошкольного образования и программ дополнительного образования, отнесенных к общеобразовательным программам, в соответствии с требованиями ст. 91 указанного Федерального закона предусмотрено только лицензирование, при этом, в соответствии с положениями ст.ст. 12, 63, 75 данного Федерального закона образовательные программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам, а дополнительное образование может реализовываться в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, что и было установлено судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что средства материнского (семейного) капитала должны быть направлены исключительно на получение образования по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, несостоятельны, поскольку согласно п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получения образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926, средства материнского капитала могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, являвшуюся предметом исследования и оценки суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.