Судья: Д.В.Макаренков Дело N 7-7809/15
РЕШЕНИЕ
28 июля 2015 г. г. Москва
Судья Московского городского судья Н.В. Сисина, с участием прокурора Ю.Б.Лекомцевой рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "***" на основании доверенности *** на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 06 марта 2015 г., которым
Общество с ограниченной ответственностью "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей,
установил:
29 декабря 2015 г. и.о. Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы *** вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "***" по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Дело передано для рассмотрения в Савеловский районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление.
На постановление суда представителем ООО "***" на основании доверенности *** принесена жалоба, в которой он просит отменить постановление, ссылаясь на отсутствие события правонарушения, поскольку ООО "***" не является детской организацией в рамках законодательства о регулировании оборота алкогольной продукции на территории РФ и Постановления РФ от 27.12.2012 года N1425 и, следовательно, розничная продажа алкогольной продукции на прилегающей территории не может быть запрещена.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав прокурора ***, высказавшегося за законность вынесенного судьей постановления, не считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В судебное заседание ООО "***" своего представителя не направило, извещенного месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке, об отложении рассмотрения дела ходатайства не заявляло.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для изменения или отмены постановления судьи.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту Федеральный закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 приложения N2 к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 года N1069-ПП (в редакции от 17.12.2013 года) "О мерах по выполнению нормативных правовых актов РФ в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
Таким образом, законодатель ограничил продажу алкогольной продукции в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а именно, в целях реализации конституционного права на охрану здоровья.
Как усматривается из материалов дела, при проведении Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы проверки совместно с консультантом Департамента торговли и услуг г. Москвы в период с 24 по 29 декабря 2014 года в отношении ООО "***" в помещениях магазина "***" по адресу: ***, установлено, что указанное Общество ведет розничную торговлю алкогольной продукции в непосредственной близости от продовольственного магазина "***" на расстоянии 50 метров расположено ООО "***", которое относится к учреждению дополнительного развития детей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "***" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Виновность ООО "***" установлена судьей Савеловского районного суда на основании собранных по делу доказательств а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 декабря 2014 г., составленным в соответствии с требованиями КоАП РФ и в установленные сроки, уполномоченным должностным лицом и.о. Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы *** при проведении проверки в отношении ООО с описанием изложенных обстоятельств, что соответствует диспозиции ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; актом проверки Савеловской межрайонной прокуратуры г.Москвы от 26.12.2014г., планом-схемой, на которой отражены расположение магазина ООО "***" и ***, фототаблицей. Доказательства получили надлежащую оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правильность которых сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что ООО "***" не является детской организацией, не имеет лицензии на осуществлении образовательной деятельности в рамках законодательства о регулировании оборота алкогольной продукции на территории РФ и Постановления РФ от 27.12.2012 года N1425 и, следовательно, розничная продажа алкогольной продукции на прилегающей территории не может быть запрещена не могут служить основанием для отмены постановления судьи ввиду нижеизложенного.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии со ст. 1 под понятием ребенок понимается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), а понятие социальная инфраструктура для детей включает в себя систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ).
Из системного толкования положений постановления Правительства Москвы от 02.07.2002 N 488-ПП "О государственной поддержке детского движения Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 488-ПП) следует, что детская организация (тип детского общественного объединения) самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели). При этом детская организация не обязана иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В силу пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Закона об образовании, к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
Статьей 64 Закона об образовании предусмотрено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В соответствии с п. 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 Розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:
а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;
б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) к объектам военного назначения.
В настоящих Правилах используются следующие понятия "детские организации" - организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию.
Согласно коду 80.10.1 постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" в разд. М "Образование", дошкольное образование - предшествующее начальному общему образованию.
По адресу: *** осуществляет следующие виды деятельности:
- обучение детей и взрослых классической хореографии, классический репертуар; индивидуальные занятия, йога;
В соответствии с расписанием работы секций и кружков "***", опубликованном на его официальном сайте, "***" осуществляет следующие виды деятельности: классический танец, современный танец, степ, ритмика, гимнастика - группы развития детей с 3-х лет.
Главная цель работы центра "***" - создание полноценного пространства развития и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка, способствующего саморазвитию, самовыражению, самореализации ребенка, как в собственных интересах, так и в интересах общества, обладающего важнейшими базовыми и ключевыми компетенциями.
Оценив в совокупности все обстоятельства, соглашаюсь с тем, что "***" является организаций оказывающей услуги населению, в том числе детям, в связи с чем, реализация алкогольной продукции в непосредственной близости от "***", занимающегося работой с детьми и подростками, противоречит действующему законодательству и принципам соблюдения прав ребенка в Российской Федерации.
Доводы жалобы, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425, что организации, осуществляющий деятельность по дошкольному и начальному среднему образованию имеют соответствующий код и лицензию, не имеют правового значения, поскольку из приведенных обстоятельств очевидно, что "***" занимается работой с детьми и подростками.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод об обоснованности отнесения "***" к детским организациям, поскольку учреждение оказывает различные, в том числе, образовательные, досуговые, спортивные услуги детям и подросткам г. Москвы, что свидетельствует о недопустимости реализации алкогольной продукции ближе расстояния, установленного законом, к таким учреждениям.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей Савеловского районного суда г. Москвы при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, постановление судьи является законными и обоснованными, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, - не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 06 марта 2015 г., которым Общество с ограниченной ответственностью "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО "***" на основании доверенности *** - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Н.В. Сисина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.