Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей Емельянова А.Ф., Кандаковой Л.Ю.
при секретаре Таргаевой Ю.Н.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Кузиной Н.В. на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 23 апреля 2015 года по делу по иску Кузиной Надежды Владимировны к ОАО "Российские железные дороги", Управлению Западно-Сибирской железной дороги, ОАО " Кузбасс-пригород" о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛА
Кузина Н.В. обратилась с иском к ОАО "Российские железные дороги", Управлению Западно-Сибирской железной дороги, ОАО " Кузбасс-пригород" о защите прав потребителя и просит обязать Управление Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" до 01.04.2015г. оснастить железнодорожные пути ст. Новокузнецк ОАО "РЖД", платформу разъезда Кузедеево средствами, позволяющими инвалидам и маломобильным гражданам, пассажирам с детьми беспрепятственно пользоваться транспортными услугами: установить настилы через железнодорожные пути на ст.Новокузнецк и разъезде Кузедеево, установить наружные пандусы уклона не круче 1:12 на тех же станциях. Уменьшить цену оказанной услуги по перевозке пассажира и взыскать с ОАО" Кузбасс-пригород" в ее пользу цену услуг по перевозке пассажира, оказанных с нарушением прав потребителя - инвалида, за 50 поездок, всего "данные изъяты" руб. Взыскать с ОАО "РЖД" и ОАО "Кузбасс-пригород" солидарно в ее пользу денежную компенсацию морального вреда в размере: по "данные изъяты". за каждую поездку от ст. Новокузнецк до разъезда Кузедеево и от разъезда Кузедеево до ст. Новокузнецк с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ всего за 36 поездок "данные изъяты" руб. и по "данные изъяты" руб. за каждую поездку от ст. Новокузнецк до разъезда Кузедеево и от разъезда Кузедеево до ст. Новокузнецк с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (включительно) всего за 17 поездок "данные изъяты". Всего "данные изъяты" руб.
Требования мотивированы тем, что железнодорожные пути станции Новокузнецк, в особенности посадочные платформы не оборудованы настилами, посадочные платформы, железнодорожный мост не соответствует требованиям санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (по высоте, наличию пандусов, настилов), что препятствует доступу инвалидов и других маломобильных граждан на посадочные платформы, в вагоны электропоездов (электричек). Не созданы надлежащие и безопасные условия для посадки пассажиров электричек с пассажирских платформ в вагоны, и их выхода из вагонов на платформы, с платформ в город.
Необходимо обеспечить беспрепятственное пользование пассажирами электропоездов ОАО "Кузбасс-пригород": подземным переходом железнодорожного вокзала ОАО "РЖД" в Новокузнецке; пандусом, лифтом, эскалатором для спуска в подземный переход и подъема на посадочную платформу пассажирам-инвалидам и маломобильным лицам.
Необходимо оборудовать платформы железнодорожных путей Западно- Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" РФ на станции Новокузнецк, платформу разъезда Кузедеево соответствующей высоты - для входа (выхода) в электропоезд непосредственно с платформы (минуя ступени вагона).
Определениями Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", Западно-Сибирский территориальный отдел федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка от 23 апреля 2015 года постановлено:
В удовлетворении заявленных требований Кузиной Надежды Владимировны отказать.
В апелляционной жалобе Кузина Н.В. просит решение отменить в полном объеме, удовлетворив исковые требования в полном объеме, указывая, что судом исковые требования рассмотрены ненадлежаще, в решении имеются выводы о соответствии посадочных платформ нормам, установленных для обслуживания инвалидов-колясочников, что не являлось предметом иска, в то же время отсутствуют суждения суда по установленным фактам несоответствия этих же платформ требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Судом проигнорировано нарушение ответчиком положений распоряжения ОАО "РЖД" от 4 июня 2013 г. N1252.
Вывод суда о надлежащем оказании услуг по перевозке необоснован, поскольку на станции Новокузнецк нет свободного прохода к посадочным платформам, на разъезде Кузедеево проход к посадочной платформе от жилья.
Изучив материалы дела, выслушав Кузину Н.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя ОАО "РЖД", просившего решение суда оставить без изменений, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела, а также из пояснений самой истицы следует, что ею по существу были заявлены требования об обязании ответчика в срок до 01.04.2015г. оснастить железнодорожные пути станции "Новокузнецк", платформу разъезд "Кузедеево" средствами, позволяющими инвалидам и маломобильнным гражданам и пассажирам с детьми беспрепятственно пользоваться услугами, а именно установить настилы через железнодорожные пути на станции "Новокузнецк" и на разъезде "Кузедеево" к посадочным платформам, установить наружные пандусы уклона не круче 1:12 на станции "Новокузнецк" и на разъезде "Кузедеево" к посадочным платформам, оборудовать посадочные платформы для отправления электричек на станции "Новокузнецк" и разъезде "Кузедеево" соответствующей высоты для входа в вагон с посадочной платформы без подъема на ступени, подавать на посадку только на первый перронный путь станции "Новокузнецк" электропоезда, уменьшить цену оказанной услуги по перевозке пассажира и взыскать с ОАО Кузбасс-Пригород в пользу истицы цену услуги по перевозке пассажира, оказанных с нарушением прав инвалида за 50 поездок всего "данные изъяты" руб. и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда причиненного ненадлежащим качеством оказанных транспортных услуг и не исполнением ФЗ от 24.11.1995г. N181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов" в РФ в общем размере "данные изъяты" руб.
Отказывая в удовлетворении данных требований, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что обстоятельства, указанные истицей в качестве основания для обращения в суд за защитой нарушенного права, не нашли своего подтверждения. Данный вывод суда основан на имеющихся в деле доказательствах, в том числе, экспертном заключении ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" от 10.03.2015г., которым судом дана надлежащая оценка.
Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно- правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно п.3.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О введении в действие "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03" в помещениях и крытых переходах допускается устройство вместо лестниц с уклоном 1:8, уклон наружных пандусов не круче 1:12, уклон пандусов для электрокар 1:20. Лестницы и пандусы должны иметь нескользкие покрытия. При высоте подъема 6 м и более предусматривается устройство пассажирских эскалаторов, а для инвалидов-колясочников - крупногабаритные пассажирские лифты.
Устройство движущихся тротуаров допускается при длине пешеходного тоннеля или моста более 150 м и при условии интенсивного потока пассажиров.
Согласно п.3.1.17. указанных Санитарных правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 х 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
Пунктом 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 N 286, предусмотрено, что здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты.
При сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.
При рассмотрении дела, для решения вопросов, требующих специальных знаний, определением суда от 18 декабря 2014 года была назначена судебная экспертиза по вопросам соответствия проходов к железнодорожным путям и платформ станции "Новокузнецк" и разъезда "Кузедеево" санитарным требованиям и правилам в части обеспечения доступности пользования пригородным транспортом маломобильными гражданами.
Экспертными заключениями ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" от 10.03.2015г. было установлено следующее.
Проходы к железнодорожным путям и платформам из пригородного вокзала Новокузнецк и железнодорожного вокзала Новокузнецк не соответствуют требованиям п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03. (ширина дверей составляет 90-95 см при требуемой ширине 110см).
Подъемный лифт пригородного вокзала Новокузнецк не соответствует требованиям п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 (ширина двери лифтовой кабины 86 см, ширина кабины 107 см длина 135см при требуемом размере кабине 110x140 см и ширине двери 110 см).
Технологическим процессом предусмотрено передвижение инвалидов - колясочников грузопассажирским лифтом железнодорожного вокзала Новокузнецк (ширина двери в тамбур к лифтовой камере 175 см, ширина двери лифта 128 см, размер лифта 240x130), что соответствует требованиям п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03.
Для посадки и высадки в вагон вокзальный комплекс Новокузнецк оборудован средствами малой механизации (подъемники марки "СТАРМАКС" и марки "УТРМ Mobile"), что соответствует требованиям п. 3.1.17 СП 2.5.1 198-03.
Посадочная платформа Кузедеево отвечает требованиям п.3.2.8 СП 2.5.1198-03.
Лестница, к посадочной платформе выполнена из материала со скользкой поверхностью, не исключающий травматизм пассажиров, что не соответствует требованиям п.3.2.8 СП 2.5.1198-03.
Требования по оборудованию остановочных платформ высокими платформами, пандусами, настилами через железнодорожные пути (по требованию истца) не предусмотрены требованиями СП.2.5.1198-03."
Измеренные значения параметров наружного пандуса, кабины лифта, двери лифта, двери цокольного этажа, двери прохода в тоннель, нижней кромки расчетного окна билетной кассы, двери в кафе железнодорожного вокзала станции Новокузнецк соответствуют санитарным нормам, согласно п. 3.1, п. 3.5 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
Измеренные значения параметров пандуса вокзала со стороны фасада, пандуса вокзала со стороны перрона, нижней кромки расчетного окна билетной кассы пригородного вокзала станции Новокузнецк соответствуют санитарным нормам, согласно п. 3.1, п. 3.5 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
Измеренные параметры входной двери, двери туалета, кабины лифта 2 и 3 платформ, двери выхода на платформу вокзала станции Новокузнецк не соответствуют санитарным нормам, согласно п. 3.1, п. 3.5 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
Измеренные значения параметров дверного проема, туалета 1 этажа, кабины лифта, пандуса 3 этажа, дверных проемов выхода на мост пригородного вокзала станции Новокузнецк не соответствуют санитарным нормам согласно п.3.1, п.3.5 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
Таким образом, те обстоятельства, на которые ссылается истица в части несоответствия железнодорожного вокзала в г.Новокузнецке и платформы на разъезде "Кузедеево" требованиям законодательства, предусматривающего условия для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры заключением экспертов не подтвердились.
При этом судом обоснованно указано, что отмеченные в заключениях несоответствия санитарным требованиям истицей в качестве причин, препятствующих к пользованию ею железнодорожным пригородным транспортом, указаны не были, в связи с чем данные несоответствия значения для настоящего дела не имеют.
Более того, в своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что возможность для пассажиров пригородного транспорта пользоваться инфраструктурой железнодорожного вокзала Новокузнецка, в том числе тоннелями для прохода и лифтами предусмотрена, однако не реализуется в силу неисполнения своих обязанностей работников ответчика, что в свою очередь предметом настоящего иска не является, требований о признании незаконными действий данный лиц заявлено не было.
Несогласие истицы с результатами проведенной экспертизы сводится лишь к тому, что эксперт при разрешении поставленных перед ним вопросов руководствовался только одним нормативно-правовым актом - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О введении в действие "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03" (вместе с "СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003).
Данный довод судебная коллегия не находит обоснованным, поскольку именно данным Постановлением закреплены нормы и правила, регулирующие безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров, принадлежащих к маломобильной группе населения. Иные законы и подзаконные акты правоотношения в данной сфере не регулируют, какие-либо конкретные требования к перевозчикам не предъявляют и устанавливают лишь общие положения о необходимости создания условий, позволяющих безопасно и беспрепятственно пользоваться железнодорожной инфраструктурой, являясь по своей сути отсылочными к указанным санитарным нормам и правилам актами.
Довод апелляционной жалобы о подаче электропоезда на станции Новокузнецк всегда к первому перронному пути был надлежаще рассмотрен судом первой инстанции, которым сделан обоснованный вывод о том, что законодательно данная обязанность не закреплена, при этом схема движения железнодорожного транспорта по станции Новокузнецк зависит от ряда объективных технических обстоятельств и не входит в компетенцию суда.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, положенным в основу заявленных требований, которые были предметом судебного рассмотрения, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 23 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ларионова С.Г.
Судьи: Емельянов А.Ф.
Кандакова Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.