Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Котенок И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе С.М.А. на решение Унечского районного суда Брянской области от 6 мая 2015 года по делу по иску С.М.А. к администрации "адрес" о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛА:
С.М.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 3 августа 1994 года по 14 октября 2014 года проживала в "адрес", подверженному радиоактивному загрязнению и относящемуся к зоне отселения. В октябре 2014 года добровольно выехала на постоянное место жительства в "адрес", в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
23 декабря 2014 года она обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку в собственности жилья не имеет, проживает по договору безвозмездного пользования в части жилого дома.
Распоряжением администрации "адрес" от 6 февраля 2015 года "данные изъяты" ей отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не согласившись с принятым решением, истец просила признать незаконным распоряжение администрации "адрес" от 6 февраля 2015 года "данные изъяты" в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, добровольно выехавшего из зоны отселения; признать за ней право на постановку на учет администрацией "адрес" и поставить ее на соответствующий учет.
Решением суда от 6 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований С.М.А. отказано.
В апелляционной жалобе С.М.А. просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, мотивируя тем, что ее право на жилое помещение предусмотрено федеральным законом, выезд ее из зоны подтверждается действиями по снятию с регистрационного учета, и получением удостоверения добровольно выехавшей из зоны отселения, регистрацией в "адрес", в связи с чем, полает необоснованными выводы суда о том, что она не может быть отнесена к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В письменных возражениях глава администрации "адрес" М.А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу С.М.А. без удовлетворения.
С.М.А., представитель администрации "адрес" надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи облсуда Бобылевой Л.Н., объяснения представителя истца М.А.М., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, С.М.А. проживала с 2000 года в "адрес", относящегося к зоне отселения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в собственности жилья не имеет.
В 2014 году выехала добровольно из зоны отселения и зарегистрировалась по адресу: "адрес", в доме, принадлежащем на праве собственности ее дедушке С.Ф.К
Факт добровольного выезда подтверждается удостоверением серии "данные изъяты" N от 01.12.2014 года, в котором указан ее статус "выехавшая добровольно из зона отселения" и другими материалами дела.
23 декабря 2014 года С.М.А. обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Распоряжением администрации "данные изъяты" от 6.02.2015 года ей было отказано в постановке на учет на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, ст. 1, ч.2 ст. 4, п. б ст. 6 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года N 37 " О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" в связи с представлением документов, не подтверждающих ее право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
Отказывая в удовлетворении заявления С.М.А., суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что все обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истица временно выехала из зоны отселения в связи с учебой в "адрес", место жительства не сменила, регистрация в "адрес" фактически носит фиктивный характер с целью постановки на учет и получения жилого помещения. Судебная коллегия находит указанные выводы суда необоснованными, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Из материалов дела усматривается, что С.М.А. просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как имеющую право на обеспечение жилым помещением, которое установлено федеральным законом и за счет федерального бюджета (ч. 3. ст. 49 ЖК РФ).
Право истицы на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 (далее Закон РФ) и подтверждается удостоверением серии "данные изъяты" N от 01.12.2014 года.
Судом установлено, что истица жилого помещения в собственности не имеет.
В период проживания в "адрес" в списках в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, государственный жилищный сертификат в соответствии с Законом РФ не получала.
Статья 17 Закона РФ предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вывод суда о том, что регистрация истицы в "чистой зоне" носит формальный характер, в жилое помещение она не вселялась и не проживает, является надуманным и с достоверностью не подтверждается материалами дела, так как С.М.А. в настоящее время является студенткой Брянского государственного Университета им.академика П.И.Г. и временно зарегистрирована на период учебы в общежитии Университета.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Установив наличие оснований для признания С.М.А. нуждающейся в жилом помещении, и, учитывая, что ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ от 15.05.1991 г. N "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", судебная коллегия приходит к выводу об отмене решение суда первой инстанции и принятии нового решения, которым исковые требования С.М.А. к администрации "адрес" о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и постановке на учет удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Унечского районного суда Брянской области от 6 мая 2015 года отменить и принять новое решение.
Исковые требования С.М.А. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации "адрес" от 6 февраля 2015 года "данные изъяты" в части отказа С.М.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лица, добровольно выехавшего из зоны отселения и обязать администрацию "адрес" поставить ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, добровольно выехавшее из зоны отселения.
Председательствующий Н.П. Петракова
судьи областного суда О.Н. Денисюк
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.