Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Старцева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (ФИО)2 на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2015 года по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора (адрес)-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)3 от (дата) юридическое лицо - ОАО "Самотлорнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за то, что (дата) в результате аварии, произошедшей по причине коррозии на участке трубопровода d-159 мм, направлением нефтесбор (адрес), 70 м от (адрес) Общество допустило загрязнение нефтесодержащей жидкостью водного объекта - выработанного гидронамывного карьера, расположенного в районе кустовой площадки (номер) Самотлорского месторождения нефти (координаты N (номер)").
Решением судьи Нижневартовского районного суда (адрес) - Югры от (дата) указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе представитель открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" просит названные постановление и решение признать незаконными и отменить. В обоснование своих доводов указал, что в материалах дела отсутствуют сведения из государственного водного реестра о наличии водных объектов на территории загрязненного участка. Загрязненный участок в районе кустовой площадки (номер) Самотлорского месторождения нефти расположен на землях промышленности и запаса. Земли же водного фонда в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ являются самостоятельной категорией земель, при этом, образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется.
При рассмотрении жалобы представитель ОАО "Самотлорнефтегаз" (ФИО)4 выразил несогласие с выводами судьи Нижневартовского районного суда, просил судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
Представитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (адрес)-Югры (ФИО)5 против удовлетворения жалобы возразила.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается действии или бездействии, состоящем в несоблюдении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу ч. 3 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
Таким образом, лица, осуществляющие использование водных объектов, обязаны принимать меры для недопущения их загрязнения и засорения, а в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций принять меры по ликвидации их последствий.
Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что 27 января 2015 года в результате аварии, произошедшей на участке трубопровода d-159 мм, направлением нефтесбор (адрес), 70 м от (адрес) по причине коррозии произошло загрязнение нефтесодержащей жидкостью водного объекта - выработанного гидронамывного карьера, расположенного в районе кустовой площадки (номер) Самотлорского месторождения нефти (координаты (номер)
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, где хранятся и посредством которых транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Согласно п. 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва), вызывает их загрязнение.
Согласно заключению ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (номер) от (дата), по результатам химического анализа (КХА) и биотестирования проб природной поверхностной воды концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе превысила содержание данного показателя в природной воде фоновой пробы в 9,2 раза. По результатам биотестирования природная поверхностная вода пробы (номер) оказала хроническое токсическое действие по показателям "плодовитость" и "выживаемость" (гибель - 70 %). В фоновой пробе выявлена токсичность только по показателю "плодовитость".
Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена ч. 4 статьи 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку причиной разлива нефтесодержащей жидкости явилось ненадлежащее содержание ОАО "Самотлорнефтегаз" трубопровода (его коррозия), что следует из сообщения юридического лица от (дата).
Доводы жалобы о том, что указанный карьер не относится к водным объектам, т.к. расположен на землях промышленности и отсутствует в Государственном водном реестре, не могут быть приняты во внимание, поскольку обводненный карьер имеет искусственное происхождение, создан непосредственно Обществом на арендованном земельном участке и Водный кодекс РФ не ставит определение водного объекта в зависимость от регистрации такого объекта в государственном водном реестре.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу ч. 2 ст. 5 Водного Кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
При таком положении оснований для отмены решение судьи Нижневартовского районного суда, которое является законным и обоснованным, не имеется.
Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины ОАО "Самотлорнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности, закрепленные в ст. ст. 1.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" оставить без изменения, жалобу представителя открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (ФИО)2 - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Старцева Е.А.
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Старцева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.