Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.,
судей Соловьевой О.В., Бичуковой И.Б.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Фокинского городского суда Приморского края от 08.06.2015, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги" Иванова Е.А., помощника Приморского транспортного прокурора Павловой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что Приморской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Государственной инспекции дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г.Фокино, Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ревизора по безопасности движения ОАО "РЖД" в ноябре 2014 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта в части соблюдения требования к обустройству, содержанию и эксплуатации железнодорожных переездов, находящихся на балансе Владивостокской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". В ходе проверки установлено, что находящийся на территории городского округа ЗАТО г.Фокино Приморского края железнодорожный переезд 1 км 673 м подъездной путь Конюшкова (сливной) Стрелковая-Дунай эксплуатируется с нарушениями требований Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС РФ 29.06.1998 NЦП-566, Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной Распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 NАН-47-р, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N286, требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 50970-2011, ГОСТ Р 52289-2004. Истец указал, что невыполнение требований по обеспечению безопасности движения на железнодорожном переезде может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, водителей и пассажиров автомобильного и железнодорожного транспорта, круг которых не определен. Просил суд, с учетом уточнений требований, возложить на ответчика ОАО "РЖД" обязанность в срок до 01.07.2015 на железнодорожном переезде 1 км 673 м подъездной путь Конюшкова (сливной) Стрелковая-Дунай: установить на направляющих столбиках светоотражающие элементы, обеспечить нанесение дорожной разметки 1.1 в пределах 10 м от крайнего рельса; установить столбики на расстоянии 1,5 м друг от друга и на расстоянии 2,5 м от крайнего рельса, нанести вертикальную разметку на направляющие столбики в виде горизонтальной полосы шириной 100 мм, устранить кустарники, затрудняющие видимость приближающего поезда.
В судебном заседании прокурор частично отказался от заявленных требований: в части возложения обязанности по установке направляющих столбиков на расстоянии 1,5 м друг от друга и на расстоянии 2,5 м от крайнего рельса и замены разрушенных направляющих столбиков. Остальные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, уточнив срок исполнения ответчиком требований - в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указав, что инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденная МПС России 29.06.1998 N ЦП-566, решением ВС РФ от 19.11.2014 NАКПИ14-1069 признана недействующей, не подлежащей применению. Пояснил, что на основании приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.04.2011 N54-ст об утверждении национального стандарта ГОСТ Р 50970-2011, указанный ГОСТ является добровольным к исполнению и не обязывает ОАО "РЖД" устанавливать на направляющих столбиках светоотражающее элементы. Полагал, что обязанность по содержанию автомобильных дорог, находящихся на территории городского округа ЗАТО г.Фокино, возложена законодательством РФ на администрацию ГО ЗАТО город Фокино, в том числе по нанесению дорожной разметки 1.1 в пределах 10 м от крайнего рельса и устранению кустарника, затрудняющего видимость приближающегося транспорта.
Судом постановлено решение, которым исковые требования транспортного прокурора удовлетворены. На ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность на железнодорожном переезде 1 км 673 м подъездной путь Конюшкова (сливной) Стрелковая-Дунай в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на направляющих столбиках светоотражающие элементы; обеспечить нанесение дорожной разметки 1.1 в пределах 10 м от крайнего рельса; нанести вертикальную разметку на направляющие столбики в виде горизонтальной полосы шириной 100 мм; устранить кустарники, затрудняющие видимость приближающегося поезда.
С указанным решением не согласился представитель ОАО "Российские железные дороги", им подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
Помощник прокурора в судебном заседании полагал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
На основании ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В соответствии со ст. 21 Федерального Закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Пунктом 5.2.1 ГОСТ Р 50970-2011 Национальный стандарт РФ "Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения" установлено требование о нанесении на поверхность столбиков, обращенных в сторону приближающихся транспортных средств, вертикальной разметки в виде полосы черного цвета и о креплении световозвращателей. Пункт 5.2.3 указанного ГОСТа определяет, что верхняя часть столбика, не имеющая скоса, должна иметь вертикальную разметку в виде черной горизонтальной полосы шириной 100 мм. Требование о нанесении светоотражателей на направляющие столбики также содержатся в пунктах 5.2.4 и 5.2.5 ГОСТа Р 50970-2011.
Пунктом 6.2.3 ГОСТа Р 52289-2004 предусмотрено, что разметка 1.1 применяется перед железнодорожными переездами - на протяжении 100 м от ближнего рельса для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях перед железнодорожными переездами на протяжении 100м от ближнего рельса.
В соответствии с пунктом 3.3.2 ГОСТ Р 50597-93 Государственного стандарта РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", требования которого являются обязательными (п.1), на неохраняемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося с любой стороны поезда со скоростью до 25 км/ч на расстоянии не менее 100 м.
Из материалов дела следует, что эксплуатация железнодорожного переезда 1 км 673 м подъездной путь Конюшкова (сливной) Стрелковая-Дунай эксплуатируется с нарушением вышеназванных положений действующего законодательства, правовых норм и правил, что не позволяет обеспечить соблюдение требований дорожной безопасности в районе этого переезда.
На указанном переезде отсутствуют световозвращающие устройства на направляющих столбиках со стороны литера А и Б; ширина вертикальной разметки на направляющих столбиках со стороны литера А и Б составляет 130 мм; отсутствует дорожная разметка 1,1 в пределах 10 м от головки крайнего рельса на подходах к переезду с обоих сторон литера А и Б; видимость водителям транспортных средств приближающегося поезда при максимально установленной скорости движения поездов 15 км/ч на расстоянии 50 м от крайнего рельса со стороны поселка Дунай составляет 85 м из-за наличия растительности. Указанные нарушения установлены актом обследования железнодорожных переездов, находящихся на территории ЗАТО г.Большой Камень, ЗАТО г.Фокино от 24.11.2014. Выявленные нарушения ответчиком не оспаривались.
Собственником железнодорожного переезда 38 км 982 м станция Стрелковая является ОАО "Российские железные дороги".
Установив в судебном заседании, что указанный выше переезд не отвечает требованиям безопасности движения, что влечет угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинении ущерба окружающей среде, а также создает потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда не основаны на каком-либо нормативно-правовом акте Российской Федерации, который является обязательным к исполнению. Обязанность по исполнению требований стандартов, правил и технических норм прямо предусмотрена законодательством Российской Федерации, требования ГОСТ Р 50970-2011, ГОСТ Р 50597-93 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, а потому носят для ответчика обязательный характер.
Ссылки в жалобе на то, что требования в части нанесения разметки и устранении кустарников должны обеспечиваться органом местного самоуправления, судебная коллегия полагает несостоятельными. Обязанность содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 м от ближайшего рельса по пути следования) возложена на владельцев железнодорожных путей.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат правовых оснований к отмене решения суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фокинского городского суда Приморского края от 08.06.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.