Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу Сарычева Г.И. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08 июля 2015 года и постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 14 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении генерального директора закрытого акционерного общества "Инзер нефть" Сарычева Г.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 14 мая 2015 года генеральный директор ЗАО "Инзернефть" Сарычев Г.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что Сарычев Г.И., как ответственное должностное лицо, не представив форму федерального статистического наблюдения N 4-П "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики от 24 сентября 2014 года N 580, за март 2015 года, нарушил порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, что повлекло за собой искажение официальной статистической информации.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08 июля 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Сарычев Г.И. просит отменить принятые по делу решения. Считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, указывая, что протокол об административном правонарушении составлен без участия Сарычева Г.И. Полагает, что к участию в деле должностным лицом контролирующего органа необоснованно допущен в качестве защитника ФИО5, действовавший на основании доверенности, выданной для предоставления интересов ЗАО "Инзернефть", а не Сарычева Г.И. Указывает также, что Сарычев Г.И. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом. Кроме того, считает, что Сарычев Г.И. не является ответственным должностным лицом за представление статистической информации, поскольку данная обязанность возложена на главного специалиста по кадрам ЗАО "Инзернефть".
В судебное заседание Сарычев Г.И. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании защитник Сарычева Г.И. - Дыченко Ю.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила отменить принятые по делу решения. Указала на нарушение Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области процедуры привлечения Сарычева Г.И., как должностного лица, к административной ответственности, неизвещении на составление протокола об административном правонарушении, вынесении постановления в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Представитель Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области Исаев С.С. возражал по доводам жалобы, полагал, что вручение определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО5, действующему на основании доверенности от юридического лиц ЗАО "Инзернефть", является надлежащим извещением должностного лица Сарычева Г.И.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные
КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из содержания ч. 4.1 указанной статьи КоАП РФ следует, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Однако приведенные выше требования КоАП РФ судьей при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19 КоАП РФ, составлен в отношении Сарычева Г.И. начальником отдела госстатистики в г. Саратове Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области 07 мая 2015 года.
07 мая 2015 года заместителем руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Сарычева Г.И., как должностного лица, на 14 мая 2015 года на 15 часов 00 минут.
При этом материалы дела об административном правонарушении N 09-09-10/059 в отношении генерального директора ЗАО "Инзернефть" содержат сведения о том, что Сарычев Г.И. был извещен о составлении протокола об административном правонарушении на 10 часов 27 апреля 2015 года, однако указанный протокол составлялся 07 мая 2015 года.
Копия определения о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении вручена ФИО5, который был допущен должностным лицом госстатистики г. Саратова к участию в деле в качестве защитника Сарычева Г.И. на основании доверенности N 27/18, выданной 05 марта 2015 года, согласно которой генеральный директор ЗАО "Инзернефть" Сарычев Г.И. уполномочил ФИО5 представлять интересы только ЗАО "Инзернефть".
Вместе с тем сведений об извещении Сарычева Г.И. о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела не содержат. Такие доказательства не были представлены административным органом по запросу суда второй инстанции.
Таким образом, принимая дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО "Инзернефть" Сарычева Г.И. к своему производству и назначая рассмотрение дела по существу, заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области не учел, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Сарычева Г.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также не выполнил требования ч. 2 ст. 25.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ.
Вышеназванные процессуальные нарушения являются существенными и с учетом доводов жалобы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ служит основанием к отмене постановления должностного лица и решения суда и возвращению дела на новое рассмотрение. Однако данное нарушение не было принято во внимание судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 14 мая 2015 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08 июля 2015 года, вынесенные в отношении Сарычева Г.И., не могут быть признаны законными и подлежат отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Поскольку на момент рассмотрения в Саратовском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения Сарычева Г.И. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица и решение суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 14 мая 2015 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08 июля 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении генерального директора закрытого акционерного общества "Инзернефть" Сарычева Г.И. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.