Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Андреевой Г.В. о признании незаконным распоряжения комитета по управлением имуществом г. Саратова, возложении обязанности устранить нарушение права на предоставление земельного участка в собственность, по апелляционной жалобе Андреевой Г.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 апреля 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова Чурилина Д.В., действовавшего по доверенности от 17 сентября 2014 года, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив ее доводы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреева Г.В. обратилась в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором просила признать недействительным распоряжение комитета по управлением имуществом г. Саратова (далее - Комитет) от 27 февраля 2015 года N 1478-рз, возложить на Комитет обязанность устранить нарушение права на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335, площадью 595 +/- 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", из земель населенных пунктов, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности домовладением. В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", находящегося на земельном участке площадью 7817 кв. м с кадастровым номером 64:48:020341:39. Данный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на 25 лет на основании договора от 10 февраля 2005 года N 50, договора замены стороны в обязательстве от 05 мая 2008 года, относится к категории земель поселений. Ссылалась, что по ее заявлению осуществлен кадастровый учет земельного участка площадью 595 +/- 9 кв. м, фактически занимаемого принадлежащим заявителю домовладением, земельному участку присвоен кадастровый номер 64:48:020341:335. Указала, что 17 февраля 2015 года в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335 в собственность, приложив необходимые документы. Распоряжением Комитета от 27 февраля 2015 года N 14780рз Андреевой Г.В. отказано в образовании в результате раздела с сохранением в измененных границах земельного участка площадью 717 кв. м с кадастровым номером 64:48:020341:39, предоставленного Андреевой Г.В. в аренду, по тем основаниям, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. Земельный участок с кадастровым номером 64:48:020341:39 при разделе останется свободным от застройки и не может использоваться в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335 - "домовладение". Данным распоряжением также отказано Андреевой Г.В. в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:020341:335, занимаемого домовладением, поскольку испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:39, решение уполномоченного органа об образовании земельного участка в результате раздела земельного участка данным кадастровым номером не принималось. Считала, что обращение в орган местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:39 не требовалось, поскольку кадастровый учет данного участка уже был осуществлен, участок находится за "красной линией", то есть является территорией общего пользования и не может быть использован для целей возведения на нем строений, сооружений. Также считала, что такого обращения не требовалось в отношении испрашиваемого земельного участка. Полагала, что, исходя из положений ст. 36 ЗК РФ решение органа местного самоуправления об образовании земельных участков не требуется, ссылалась, что порядок образования земельных участков на основании решения органа местного самоуправления на момент принятия оспариваемого распоряжения не действовал, введен с 01 марта 2015 года.
Рассмотрев заявление, 16 апреля 2015 года Фрунзенским районным судом г. Саратова принято решение об отказе в удовлетворении заявления Андреевой Г.В.
В апелляционной жалобе Андреева Г.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ее автор указывает на обстоятельства, аналогичные тем, на которые заявитель ссылался в суде первой инстанции. Считает, что суд, обсудив законность выдачи заявителю документов о кадастровом учете земельного участка N 64:48:020341:335, поставил под сомнение законность деятельности органа кадастрового учета. Полагает, что решения органа местного самоуправления, связанного с образованием, разделом земельного участка не требуется.
В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, их представители не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, их представителей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл. 25 ГПК РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Андреева Г.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", находящегося на земельном участке площадью 7817 кв. м с кадастровым номером 64:48:020341:39. Данный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на 25 лет на основании договора от 10 февраля 2005 года N 50, договора замены стороны в обязательстве от 05 мая 2008 года и относится к категории земель поселений.
По заявлению Андреевой Г.В. осуществлен кадастровый учет земельного участка площадью 595 +/- 9 кв. м, фактически занимаемого принадлежащим заявителю домовладением, земельному участку присвоен кадастровый номер 64:48:020341:335.
Положениями ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (ч. 5).
Судом установлено, что 17 февраля 2015 года Андреева Г.В. в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335 в собственность.
Распоряжением Комитета от 27 февраля 2015 года N 14780рз Андреевой Г.В. отказано в образовании в результате раздела с сохранением в измененных границах земельного участка, площадью 717 кв. м с кадастровым номером 64:48:020341:39, предоставленного Андреевой Г.В. в аренду с кадастровым номером 64:48:020341:335 по тем основаниям, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. Земельный участок с кадастровым номером 64:48:020341:39 при разделе останется свободным от застройки и не может использоваться в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335 - "домовладение".
Данным распоряжением также отказано Андреевой Г.В. в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:020341:335, занимаемого домовладением, поскольку испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:39, решение уполномоченного органа об образовании земельного участка в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:39 не принималось.
Соглашаясь с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Комитета и возложения на него определенной обязанности, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3).
В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения Комитета) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Пунктом 2 ст. 11.3 ЗК РФ было предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 1). При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6).
В силу п.п. 1, 4 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 ч. 2, ч. 6 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, установлено, что предельные (минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), составляют: в условиях реконструкции сложившейся застройки - по сложившемуся землепользованию с учетом технических регламентов, при их отсутствии - с учетом применяемых строительных, санитарных и иных норм и правил; вновь предоставляемых земельных участков - 200 кв. м (п. 44.2).
Как следует из материалов дела, площадь земельного участка, оставшегося после осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335, составит менее 200 кв. м, в связи с чем такой участок не сможет использоваться в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка - "домовладение". Таким образом, при образовании земельного участка с кадастровым номером 64:48:020341:335 не учтены требования земельного законодательства и градостроительных норм, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого распоряжения Комитета требования закона.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует.
При этом судебная коллегия учитывает, что в настоящее время Андреева Г.В. не лишена права обращения с заявлением по основаниям, установленным законом, относительно приобретения в собственность земельного участка.
Ссылка в жалобе на обсуждение судом законности деятельности органа кадастрового учета несостоятельна, поскольку суждения о незаконности каких-либо действий (бездействия), решений данного органа судом не дано.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на правильность принятого судом решения, поскольку направлены на иное толкование закона, переоценку имеющихся доказательств, оснований для которой не имеется.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены возникшие правоотношения, закон, подлежащий применению, в полном объеме установлены значимые для дела обстоятельства. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреевой Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.