Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А.,Сокова А.В.,
при секретаре Сонькиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании "01" сентября 2015 года по докладу судьи Сокова А.В. дело по апелляционной жалобе администрации Дятьковского района Брянской области на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 20 мая 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО15 к администрации Дятьковского района Брянской области о признании незаконным бездействием, признании отказа в постановке на жилищный учет необоснованным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на получение жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛА:
Расовский С.С. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он с дата по дата проживал в населенном пункте с. Каменский Хутор Климовского района Брянской области, который отнесен к зоне радиационного загрязнения N - с правом на отселение. дата он добровольно выехал из зоны с правом на отселение в чистую зону, в частности в гор. Дятьково Брянской области и обратился в администрацию Дятьковского района Брянской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, приложив все необходимые документы. Однако, жилищно-бытовая комиссия Дятьковского района дата постановила отказать ему в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. дата главой администрации Дятьковского района направлено в его адрес уведомление об отказе в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося на основании решения жилищной комиссии. Не согласившись с указанными решениями, истец просил суд признать незаконным бездействием ответчика, выразившееся в непринятии правового акта о постановке или отказе в его постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать ответчика принять правовой акт о постановке его на жилищный учет.
В судебном заседании истец и представлявший его интересы Клещевский А.С. уточнили свои требования и просили признать незаконным постановление администрации Дятьковского района Брянской области от 23.12.2014 года N 1552/1 "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Расовскому С.С.", и обязать администрацию Дятьковского района Брянской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и поставитьна очередь в получении сертификата.
Представитель администрации Дятьковского района Брянской области Ратникова Ж.Ю. иск не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что Расовским С.С. не были представлены все необходимые документы для постановки его на жилищный учет.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 20 мая 2015 года иск удовлетворен. Суд признал незаконным постановление администрации Дятьковского района Брянской области от 23.12.2014 года N1552/1 "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Расовскому С.С." незаконным, и обязал администрацию Дятьковского района Брянской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, выехавшего добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
В апелляционной жалобе врио главы администрации Дятьковского района Брянской области Миронов И.Н. просит об отмене постановленного решения, указывая на то, что при вынесении решения судом не были исследованы все доказательства, имеющие значение для рассматриваемого спора.
Заслушав доклад по делу судьи Сокова А.В.., объяснения представителя администрации Дятьковского района Брянской области Ратниковой Ж.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Расовский С.С. относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
дата истец обратился по месту жительства в администрацию Дятьковского района Брянской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением главы администрации Дятьковского района Брянской области от дата N Расовскому С.С. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с имеющимися у него льготами.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм материального права.
Судом установлено, что Расовский С.С. относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
дата он зарегистрировал брак с Медведевой Н.П..
дата истец обратился в администрацию Дятьковского района Брянской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением главы администрации Дятьковского района Брянской области от 23 декабря 2014 года N Расовский С.С. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствие с пунктом 2 Правил - участие в подпрограмме добровольное, по желанию соответствующей категории граждан.
Согласно подпункту е пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно пункту 19 Правил, изъявив желание участвовать в подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
В соответствии с пунктом 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 42 кв. м - на семью из 2 человек;
Из пп. "в" п.16 Правил следует, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В случае отчуждения гражданином-участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину-участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке номер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м.
В остальных случаях выдача сертификата возможна при исполнении условия, предусмотренного подпунктом "в" пункта 16.1 Правил, т.е. если гражданином-участником подпрограммы и членам его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Из материалов дела следует, что Расовскому С.С. принадлежал жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв. метров по адресу: Брянская обла Климовский район, с. Каменский Хутор, "адрес".
В соответствии с распоряжением главы Каменскохуторской сельской администрации Климовского района Брянской области от 30.04.2014г. N связи с переездом Расовского С.С. в чистую зону указанный дом был принят на баланс Каменскохуторской сельской администрации.
Как следует из справки начальника отдела защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, Департамента строительства и архитектуры Брянской области Расовский С.С. в дата была выплачена компенсация материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, находящееся по адресу: Брянская область, Климовский район, с. Каменский Хутор, "адрес", в размере "данные изъяты" рублей, на основании распоряжения администрации Брянской области N 125-рп от 19.05.2014 года.
Таким образом, истец был обеспечен жилым помещением по нормам, установленным действующим законодательством, находившимся у него в собственности, и отчуждение которого он произвел за денежную компенсацию.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Поскольку на момент принятия оспариваемого распоряжения не истек установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий у суда не имелось.
При таких обстоятельствах дел, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Расовского С.С.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 20 мая 2015 года отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО17 к администрации Дятьковского района Брянской области о признании незаконным бездействием, признании отказа в постановке на жилищный учет необоснованным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на получение жилищного сертификата - отказать.
Председательствующий Т.И.Зубкова
Судьи С.А. Алейникова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.