Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 августа 2015 г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана Курганской области в интересах Давыдовой С.В. к Администрации города Кургана Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по заявлению Правительства Курганской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г.
по частной жалобе Правительства Курганской области на определение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2015 г., которым постановлено:
"Отказать Правительству Курганской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда от 13 мая 2013 года по гражданскому делу N по иску прокурора города Кургана о возложении обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана благоустроенного жилого помещения Давыдовой С.В. по договору специализированного найма, в "адрес" отвечающего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Бухаровой А.С., полагавшей доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Правительство Курганской области обратилось в Курганский городской суд Курганской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г.
В обоснование указывало, что судебным решением от 13 мая 2013 г. на Правительство Курганской области возложена обязанность по финансированию предоставления Давыдовой С.В. жилого помещения. Апелляционным определением Курганского областного суда от 6 августа 2013 г. указанное решение оставлено без изменения, вступило в законную силу.
16 августа 2013 г. в отношении Правительства Курганской области возбуждено исполнительное производство, в соответствии с требованиями которого, Правительство Курганской области обязано обеспечить финансирование предоставления Давыдовой С.В. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно Закону Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", полномочия по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Курганской области. Распределение субвенций на исполнение данных полномочий в 2014 году было утверждено приложением N 15 к Закону Курганской области от 3 декабря 2013 г. N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Объем субвенций определялся в соответствии с установленной методикой расчета.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Курганской области от 3 декабря 2013 г. N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", бюджету города Кургана предусмотрены субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального и областного бюджетов в размере " ... " Данные денежные средства доведены до Администрации города Кургана в полном объеме, что свидетельствует о том, что Правительство Курганской области от исполнения возложенных на него обязанностей по финансированию предоставления жилья не уклоняется. О недостаточности предоставленного финансирования Правительству Курганской области стало известно уже в ходе исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", бюджету города Кургана предусмотрены субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального и областного бюджетов в размере " ... " руб., которые будут предоставлены в течение 2015 года.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому, для перечисления денежных средств органам местного самоуправления, заявителю требуется дополнительное время для реализации бюджетного процесса.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству", утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в том числе, расходуются на исполнение судебных актов, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан.
В соответствии с пунктом 4 данного порядка, Финансовое Управление Курганской области перечисляет Главному Управлению образования Курганской области субвенции для их последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований. Указанные действия производятся на основании заявок Главного Управления образования Курганской области, согласованных с Департаментом строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области. В Главное Управление образования, соответствующие заявки на предоставление субвенций, направляют муниципальные образования.
Заявитель утверждал, что в 2015 году в Главное Управление образования Курганской области от Администрации города Кургана Курганской области заявки на предоставление субвенций для однократного обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не поступали. При таких обстоятельствах Правительство Курганской области не имело возможности исполнить судебное решение, в том числе, в связи с тем, что в нем не указана конкретная сумма, необходимая для его исполнения.
На основании изложенного, ссылаясь на статьи 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Правительство Курганской области просило предоставить отсрочку исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г. в части исполнения обязанности Правительства Курганской области по предоставлению финансирования для предоставления жилья Давыдовой С.В. на срок до 31 декабря 2015 г.
Представитель заявителя Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана по доверенности Бородина Л.В. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Прокурор Мельникова М.Д. против удовлетворения заявленных требований также возражала.
Заинтересованное лицо Давыдова С.В., представитель заинтересованного лица Управления ФССП России по Курганской области, Главного управления образования Курганской области, будучи надлежаще извещенными в судебном заседании не участвовали.
Курганским городским судом Курганской области 5 июня 2015 г. постановлено вышеприведенное определение, об отмене которого просит в частной жалобе Правительство Курганской области, полагая его незаконным в связи с нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование частной жалобы заявитель приводит доводы, аналогичные доводам заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и ссылки на нормативные акты, поименованные в заявлении.
Ссылается на то, что на основании Закона Курганской области от 3 декабря 2013 г. N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", и Закона Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", бюджету города Кургана в 2014 году предоставлены субвенции в сумме " ... " а в 2015 году запланировано предоставление " ... ". для целей обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вновь указывает, что исполнение судебного решения от 13 августа 2013 г. не представляется возможным, ввиду отсутствия сведений о необходимой сумме финансирования и заявки на выделение денежных средств со стороны Администрации города Кургана.
Настаивает, что Правительство Курганской области не уклоняется от исполнения судебного акта, поскольку необходимые денежные средства в виде субвенций в 2014 году были доведены до Администрации города Кургана в полном объеме. Для предоставления дополнительных денежных средств необходимо время, так как выделение субвенцией осуществляется в рамках межбюджетных отношений.
С учетом изложенного, Правительство Курганской области просит отменить определение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2015 г., предоставить Правительству Курганской области отсрочку исполнения судебного решения Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г. сроком до 31 декабря 2015 г.
В соответствии со статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, о принудительном исполнении или об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда, о признании или об отказе в признании решения иностранного суда, о признании и исполнении или об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей), об отмене решения третейского суда или отказе в отмене решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора и возражений относительно них суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что решением Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г. удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана Курганской области, заявленные в интересах Давыдовой С.В. к Администрации города Кургана Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилья (л.д.90-93).
Указанным решением на Администрацию города Кургана возложена обязанность предоставить Давыдовой С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения расположенное в "адрес" общей площадью не менее 15 кв. м. На Правительство Курганской области судом возложена обязанность профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения Давыдовой С.В.
Апелляционным определением Курганского областного суда от 6 августа 2013 г., решение Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г. оставлено без изменения, вступило в законную силу (л.д. 122-131).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления ФССП России по Курганской области от 16 августа 2013 г. в отношении Правительства Курганской области возбуждено исполнительное производство N о предоставлении финансирования для предоставления Давыдовой С.В. жилого помещения. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней (л.д. 188).
До настоящего времени требования исполнительного документа должниками не исполнены, и постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления ФССП России по Курганской области от 14 января 2015 г. Правительству Курганской области установлен новый срок для исполнения судебного решения от 13 мая 2013 г. - до 12 марта 2015 г. (л.д. 189).
Сведений о фактическом исполнении Правительством Курганской области судебного решения от материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в силу закона, основания для отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения должны иметь исключительный характер и возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии подобных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с учетом соблюдения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, адекватности и не нарушать конституционные права участников исполнительного производства.
Отказывая Правительству Курганской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции учел отсутствие доказательств, подтверждающих принятие должником - Правительством Курганской области мер по исполнению судебного решения, а также отсутствие надлежащих, бесспорных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, наличия исключительных обстоятельств, являющихся основанием для отсрочки исполнения судебного решения.
Настаивая на предоставлении отсрочки судебного решения, Правительство Курганской области ссылается в частной жалобе на отсутствие заявок Администрации города Кургана о предоставлении субвенций для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие сведений о конкретной сумме, необходимой для исполнения судебного решения.
Судебная коллегия считает данные доводы несостоятельными, поскольку имеющиеся противоречия и несогласованность во взаимоотношениях субъектов бюджетной системы не могут быть основанием для освобождения должника от обязанности по исполнению судебного постановления в пользу физического лица, которое, помимо прочего, имеет особый социальный статус и нуждается в особой защите его прав со стороны государственных и муниципальных органов всех видов и уровней.
При этом судебная коллегия также учитывает, что должником не представлено доказательств того, что им предпринимались меры к фактическому исполнению судебного решения в установленные сроки (меры по согласованию со вторым должником порядка действий в целях исполнения судебных решений, меры по установлению размера сумм, необходимых для исполнения судебного решения и прочее).
Отказ в предоставлении Правительству Курганской области отсрочки исполнения решения суда не противоречит части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 12 марта 2010 г.) "О судебной системе Российской Федерации" в силу которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебная коллегия принимает во внимание, что статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (часть 1), установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2). Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с её статьей 21, согласно которой, государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статья 17, часть 2; статья 18 Конституции Российской Федерации).
Наряду с правом на свободу и личную неприкосновенность право на судебную защиту - как по буквальному смыслу закрепляющих названные права статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации, так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, - является личным неотчуждаемым правом каждого человека (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. N 6-П).
Данное право предполагает в качестве неотъемлемого элемента обязательность исполнения судебных решений. Соответственно, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2 статьи 6).
Данные требования корреспондируют положениям статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения (Постановления от 19 марта 1997 г. по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции", от 7 мая 2002 г. по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации", от 9 декабря 1994 г. по делу "Нефтеперегонные заводы "Стран" и Стратис Андреадис (Stran Greek Refineries and Stratis Andreadis) против Греции", от 18 ноября 2004 г. по делу "Вассерман (Wasserman) против Российской Федерации" и др.).
Право на судебную защиту (а, следовательно, и право на исполнение судебных решений) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. Соответственно, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Часть вторая статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений направлена на реализацию положения статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что у Правительства Курганской области отсутствуют основания, приведенные в статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых возможно предоставление отсрочки исполнения решения суда.
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 19 марта 1997 г. по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece) указано, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда". Это корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что определение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а частная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 320.1, статьи 329, пунктом 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2015 г. оставить без изменения, частную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.