Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Сафоновой Л.А., Набок Л.А.,
при секретаре Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Х. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 9 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д. обратилась в суд с иском к Х., Х., СНТ "Водолей", администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Управлению Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ООО "Землемер" об устранении нарушения прав владения, пользования и распоряжения земельным участком.
В обоснование заявленных требований указала, что в 1993 году ей (до брака Щ.) в массиве СДТ "Санчелеево-13" был выделен земельный участок N 3730 площадью 0,06 га, и выдано свидетельство о праве собственности на землю N 007080 от 29.03.1993 г.
С указанного времени она владела и пользовалась земельным участком, несла бремя его содержания, уплачивала целевые и текущие взносы за участок.
В 1994 году членами СДТ "Санчелеево-13" принято решение о выделении из СДТ "Санчелеево-13" 4-го массива и организации в его границах нового СНТ "Водолей".
В 2001 году истец по состоянию здоровья временно перестал пользоваться земельным участком.
В последующем Д. стало известно, что на месте расположения принадлежащего ей земельного участка сформированы и предоставлены в собственность два земельных участка - N 3729-А и N 3729-Б. Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности ответчикам Х. и Х.
По мнению Д., земельные участки ответчикам предоставлены незаконно, поскольку имеется наложение границ на участок N 3730, в связи с чем нарушены её права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, Д. просила суд установить границу её земельного участка согласно свидетельству о праве собственности на землю N 007080, выданному 29.03.1993 г., восстановить участок N 3730 согласно проекту "Волгогипрозем" г. Куйбышев в соответствии с проектом организации и застройки от 1990 г., отменить распоряжение главы муниципального района Ставропольский N 11429 от 23.12.2011 г. "Об утверждении проекта организации и застройки СНТ "Водолей", признать межевание земельного участка N 3729 А с кадастровым номером N и земельного участка N 3729 Б с кадастровым номером N недействительным, аннулировать в ГКН сведения о земельных участках, признать право Х. на часть участка N 3729 А площадью 300 кв.м. отсутствующим, признать передачу в пользование Х. земельного участка N 3729-Б площадью 300 кв.м. незаконной, устранить нарушения прав владения, пользования и распоряжения земельным участком.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 9 июня 2015 г. исковые требования Д. об устранении нарушений прав владения, пользования и распоряжения земельным участком удовлетворены частично, результаты межевания земельного участка N 3729 А с кадастровым номером N и земельного участка N 3729 Б с кадастровым номером N признаны недействительными, в государственном кадастре недвижимости аннулированы сведения о данных земельных участках. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Х. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца Д. - К., Щ., Ф. в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать, решение суда оставить без изменения.
Ответчики Х. и Х., представители СНТ "Водолей", администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, ООО "Землемер", Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Выслушав возражения представителей истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Как следует из материалов дела, садоводческое товарищество "Санчелеево" (в настоящее время СНТ "Водолей") образовано в 1987 году на землях колхоза "Правда" площадью 50 га, отведенных решением Куйбышевского облисполкома N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ
Решением исполкома Ставропольского района от 25.09.1990 г. N 135 Д. (до брака Щербаковой) был выделен земельный участок площадью 0,06 га. для коллективного садоводства, расположенный по адресу: "адрес", садово-дачное товарищество N 13 "Санчелеево" ВАЗа.
29.03.1993 г. на основании указанного решения главой администрации с. В. Санчелеево Щ. выдано свидетельство о праве собственности на землю N (л.д. 14).
Свидетельство о праве собственности на землю истцу выдано в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР, Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", действовавших в период возникновения спорных правоотношений.
Факт выдачи свидетельства о праве собственности на землю подтверждается также Книгой записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, в которой имеется соответствующая запись.
Форма свидетельства о праве собственности на землю N 007080 от 29.03.1993 г. соответствовала форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Установлено, что земельный участок истца поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, ему присвоен кадастровый номер N.
В 1994 году на конференции СДТ N 13 "Санчелеево" было принято решение разделиться по массивам. 4-ый массив СДТ N 13 "Санчелеево" выделен в отдельное садоводческое некоммерческое товарищество "Водолей".
Также установлено, что истец с 1993 года является членом СДТ N 13 "Санчелеево", что подтверждается списком членов товарищества (л.д.84) и членской книжкой, из которой усматривается, что Щ. производила оплату членских взносов за пользование дачным участком (л.д. 15-17).
В установленном законом порядке истец из членов СНТ не исключен.
Как следует из материалов дела, в проекте организации и застройки коллективного сада ВАЗа им. 50-летия СССР, расположенного на землях колхоза "Правда" Ставропольского района Куйбышевской области, выполненном в 1990 году институтом "Волгогипрозем", имеются сведения о земельном участке под номером 3730 с указанием владельца участка - Щ..
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 23.12.2011 N 11729 был утвержден проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Водолей".
Согласно указанному проекту, в границах товарищества земельный участок под номером 3730 отсутствует. На месте участка N 3730, предусмотренного проектом организации и застройки коллективного сада ВАЗа им. 50-летия СССР от 1990 года, указаны участки с номерами 3729-А и 3729-Б.
Для разрешения вопроса об установлении границ земельного участка N 3730, определением суда от 17.04.2015 г. по делу была назначена судебная комплексная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ГеоНика".
Согласно заключению эксперта от 12.05.2015 г., в настоящее время земельный участок N 3730, отведенный истцу, расположен на территории двух земельных участков, поставленных на кадастровый учет - N 3729-А (кадастровый номер N) и N 3729-Б (кадастровый номер N).
Номер земельного участка N 3729-А на проекте организации и застройки коллективного сада ВАЗа им 50-летия СССР" (массив 4) 1990 года, соответствует номеру 3729-А, номер земельного участка 3729-Б, соответствует номеру 3730.
Согласно первичным землеотводным документам участок N 3729-А закреплен за К. На месте существующего участка N 3729-Б ранее существовал участок N 3730 и был закреплен за Щ.
Данные о земельном участке с номером 3729-Б на спорной территории в первичных землеотводных документах отсутствуют.
Земельный участок N 3729-Б (кадастровый номер N) имеет площадь 410 кв.м, часть этого участка ориентировочной площадью 300 кв.м., смежная с частью земельного участка N 3729-А (кадастровый номер N), в совокупности составляют территорию земельного участка N 3730, указанную в Проекте организации и застройки коллективного сада ВАЗа им 50-летия СССР" (массив 4) 1990 года площадью 600 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера следует, что в результате межевания границ земельного участка, площадь участка составила 600 кв.м. Границы земельного участка были уточнены по результатам межевания с учетом топографической ситуации на местности и границ фактического использования, а также с учетом кадастрового плана территории. В качестве документа определяющего и подтверждающего границы земельного участка истца на местности (в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре), использован проект организации и застройки коллективного сада ВАЗа им. 50-Летия СССР от 1990 года.
При выполнении кадастровых работ установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N пересекают границы земельного участка истца.
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" N 3729-А, имеет площадь 900+/-21 кв.м., и принадлежит на праве собственности Х.
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" N 3729-Б, имеет площадь 410+/-14 кв.м., и принадлежит на праве собственности Х.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 10 статьи 38 указанного выше Федерального закона, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ (в ред. от 27.12.2009 г.) предусматривалось, что раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.
В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент оформления ответчиками права собственности на спорные земельные участки), в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Таким образом, документом, определяющим местоположение границ земельных участков в садоводческом товариществе, являлся проект организации и застройки такого объединения.
В данном случае таким документом является выполненный в 1990 году проектным институтом "Волгогипрозем" проект организации и застройки земель колхоза "Правда" Ставропольского района Куйбышевской области.
Проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Водолей", утвержденный распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 23.12.2011 г. N 11729, судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание, так как проект организации и застройки коллективного сада ВАЗа им. 50-летия СССР, выполненный в 1990 году проектным институтом "Волгогипрозем", содержащий, в том числе информацию о земельном участке истца, не отменялся.
Каких-либо данных, свидетельствующих об исключении спорного земельного участка из проекта планировки при его утверждении администрацией муниципального района Ставропольский в 2011 году, не представлено.
В установленном законом порядке спорный земельный участок у истца не изымался, не перераспределялся, право истца не оспаривалось.
Доказательств того, что границы земельных участков 3729-А и 3729-Б с кадастровыми номерами N и N существовали на местности пятнадцать и более лет, и документы, подтверждающие предоставление ответчикам в собственность земельных участков в границах, установленных при межевании в 2012 году, не представлено.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Д. требований о признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N недействительными, а также аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ указанных земельных участков, поскольку межевание земельных участков ответчиков и их постановка на государственный кадастровый учет осуществлены в нарушении требований Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы Х. о том, что истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих право собственности на спорный земельный участок, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного постановления.
Доводы апелляционной жалобы Х. о несогласии с заключением эксперта, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, а по существу сводятся к несогласию с постановленным решением.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 9 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.